Сотовые подключения Петербурга: декабрьский ренессанс

После продолжительной стагнации петербургский рынок сотовых подключений в декабре проявил почти невиданную прыть и побил все рекорды по уровню проданных контрактов. Однако вряд ли накопленную за этот период абонентскую базу операторов можно отнести к качественной – как сами сотовые компании, так и дилеры сделали ряд шагов, которые привели к «раздуванию» новых подключений. В частности, основным ходом стала массовая раздача дилерами бесплатных стартовых комплектов – иногда до пяти штук в одни руки при покупке простого аксессуара.

Обратимся сначала к статистике. Согласно ежемесячному отчету аналитического агентства AC&M Consulting, в декабре абонентская база сотовых операторов в России составила 125760 тыс., увеличившись за месяц более чем на 6 млн. Проникновение сотовой связи по стране составило 86,6 %, в то время как месяц назад этот показатель равнялся 82,5 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец декабря составил 22,842 и 7,508 млн соответственно (в предыдущем месяце – 22,302 млн и 7,273 млн), а проникновение составило 134,5 % и 118,4 % (результаты ноября - 131,3 % и 114,7 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 540 тыс., а в Петербурге – 235 тыс. пользователей. По расчетам специалистов AC&M Consulting, в декабре 2005 года оператор «Мобильные ТелеСистемы» был лидером по числу чистых подключений в регионах и в целом по России, однако в Москве и Петербурге по этому показателю компания уступила первенство ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). За прошедший месяц чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: МТС получили 42 %, «Билайн» - 33,5 %, «МегаФон» - 9,9 %. 14,6 % разделили между собой остальные операторы. В итоге абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting): МТС – 44,218 млн, «Билайн» - 43,098 млн, «МегаФон» - 22,764 млн. Рынок России оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 35,2 %, «Билайн» контролирует 34,3 %, «МегаФон» -  18,1 %, остальные операторы владеют 12,4 %.

Из 235 тыс. новых подключений в Петербурге большинство взял «Билайн» - он получил 44,7 % от новых абонентов; на МТС пришлось 32,1 %, на «МегаФон» - 15,5 %, "Теле2" – 4,3 %, «Скай Линк» - 3,4 %. Доли петербургского рынка в результате распределились по итогам декабря так: «МегаФон» занимает 37,1 %, МТС владеет 32,7 %, «Билайн» - 22,3 %, "Теле2" – 5,9 %, «Скай Линк» - 2,0 %.

Особенностью декабря стали рекордные показатели по продажам контрактов у местных сетей салонов сотовой связи. Так, по данным spbIT.ru, показатели у первой пятерки таковы – «Евросеть» продала 150 тыс. контрактов, «Ультра» получила около 90 тыс. подключений, «Связной» и «Цифроград» - по более 50 тыс., «Диксис» - 67 тыс. Напомним, что за ноябрь эти компании получили гораздо более скромные результаты, например, «Евросеть» тогда подключила 60 тыс. абонентов, «Ультра» - 50 тыс., «Цифроград» и «Связной» - по более 30 тыс., «Диксис» - 28 тыс. контрактов. Единственной компанией из первой «пятерки», которая выпала из декабрьского "рекордного ряда", стала «Телефорум» - она зафиксировала свои продажи на уровне 25 тыс. контрактов. В любом случае, если учесть, что все эти компании обеспечивают около 80 % рынка новых подключений, то в целом общий уровень проданных контрактов в городе можно оценить в сумму более 500 тыс. за декабрь, что тоже является своеобразным рекордом – например, за декабрь 2004 года, когда уровень проникновения сотовой связи был ниже, дилеры получили 377 тыс. подключений.

По словам наблюдателей рынка, нынешние показатели обеспечили многочисленные акции по выдаче бесплатных комплектов подключений, которые практиковало подавляющее большинство дилеров. В частности, по данным spbIT.ru, в салонах «Евросети» можно было получить стартовые комплекты «МегаФон Лайт» и «Билайн»; «Ультра» проводила акции "$5 на счет", "Билайн в подарок" и "Джинс в подарок" (примечательно, что у этой компании основные продажи пришлись как раз на «Джинс»), «Связной» и «Диксис» также дарили «Джинс». «В целом мы удовлетворены результатами предновогодних продаж контрактов. В Северо-Западном филиале у нас наблюдался наиболее активный рост количества подключений в декабре 2005 года. В то время как общее количество подключений в Москве возросло на 12 %, в Северо-Западном филиале - в 2,5 раза по сравнению с ноябрем. При этом количество подключившихся к МТС увеличилось более чем в 4 раза», - прокомментировали в пресс-службе компании «Диксис». При этом в минувшем декабре часто выдавалось не по одному подарочному комплекту, а сразу по пять SIM-карт в одни руки. Кроме того, по некоторым данным, несколько местных дилерских сетей в массовом порядке подключали своих работников, которым также выдавалось по несколько контрактов на руки. Из первой пятерки единственным воздержавшимся от таких акций стал «Телефорум». «В течение длительного времени мы работали на то, чтобы привлекать качественную абонентскую базу. Поэтому мы решили не идти на поводу общей тенденции, а сосредоточиться на работе с лояльными подписчиками», - сообщили в «Телефоруме».

Как отмечают игроки, как и в прошлом году, бум бесплатных контрактов инспирировали сами операторы сотовой связи. В частности, по неофициальным данным, в начале декабря местные филиалы компаний МТС и «МегаФон» отменили понятие качественности абонента (напомним, что именно на основе этого показателя, который в основном рассчитывается исходя из того, сколько абонент положил денег на счет и выговорил, зависит вознаграждение сотовых дилеров). При этом сотовые компании одновременно снизили практически вдвое сумму вознаграждений за каждый проданный контракт – полную сумму можно было получить только при выполнении определенных планов – причем достаточно высоких – по продажам пакетов этих операторов. В дальнейшем к ним примкнул и «Билайн», хотя эта компания пошла на нестандартный шаг – она снизила вознаграждение и сделала его фиксированным только на одном своем предложении – новом «хите» «Мобильные вампиры». Как отметил один из наблюдателей рынка, такие ходы были ожидаемыми: «Сейчас операторы «первой тройки» в Петербурге, фигурально выражаясь, дышат в спину друг другу. Декабрь, как известно, является месяцем традиционной активности подключения новых абонентов, поэтому никто из сотовых игроков не хотел давать форы друг другу, что и вынудило их пойти на такие шаги. О том, сколько было привлечено реальных абонентов, мы сможем узнать спустя несколько месяцев. Однако, на первый взгляд, вряд ли их количество достигнет хотя бы 50 % от полученных в декабре подключений». 

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети