Второй квартал роста. J’son & Partners Consulting посчитали рынок платного ТВ в России

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты очередного исследования рынка платного телевидения в России по итогам второго квартала 2010 года и составила прогноз его развития до 2014 года. Несмотря на кризис, рынок платного телевидения продемонстрировал положительную динамику, так, по оценкам J'son & Partners Consulting, к концу 2010 года объем рынка увеличится на 13 % по сравнению с 2009 годом.
По словам экспертов, в телекоммуникационной структуре России платное телевидение по объему доходов от физических лиц входит в пятерку главных локомотивов отрасли. Кризисный 2009 год хотя и прервал неуклонный поступательный рост этого сегмента, но в отличие от сотовой связи и мобильных телефонов в платном ТВ отмечен не спад, а рост на 6 %. В первом полугодии 2010 года также наблюдается положительная динамика роста рынка платного телевидения.

При этом, как отмечает компания J’son & Partners Consulting в своём исследовании, платное ТВ стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На 10 домохозяйств в России приходится 3 телевизора, подключенных к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на 10 домохозяйств, но соизмеримо с количеством компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет.

В связи с последствиями экономического кризиса специалисты компании J’son & Partners Consulting выделили несколько ключевых тенденций развития рынка платного ТВ в России. Среди них – приостановка региональной экспансии компаний в связи с трудностью получения больших долгосрочных займов, а также укрупнение и консолидация телекоммуникационных активов основными участниками рынка платного ТВ. Также эксперты отметили замедление темпов прироста абонентской базы платного телевидения в 2006-2010 гг. как в Москве, так и в регионах, и появление дешевых базовых тарифов с минимальным набором телеканалов, как один из инструментов удержания абонентской базы. Кроме того, были выделены контентное противостояние, выражающееся в расширении операторами объёма контента в ожидании перехода на цифровое вещание. По мнению экспертов, «цифровизация» кабельного телевидения отражает естественный процесс реализации стратегии по предоставлению доступа к большему количеству контента и интерактивных услуг.

В 2010 году рост абонентской базы платного телевидения в России ожидается на уровне 13 %, что связано с устойчивым спросом на неэфирное ТВ как относительно недорогой формы досуга. Рынок платного ТВ в 2008 году составлял около $780 млн. По оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2009 года объем рынка платного телевидения достиг уровня $830 млн. Таким образом, рост составил менее 6 %. К концу 2010 года объем рынка платного ТВ в России оценивается в $940 млн, что на 14 % больше, чем в 2009 году.

Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России являются следующие шесть компаний: «Триколор-ТВ», «Комстар-ОТС», региональные провайдеры «ЭР-Телеком» и «Мультирегион» (сейчас входит в группу «Комстарт-ОТС»-МТС), НТВ+ и МРК «Связьинвеста». По оценкам J’son & Partners Consulting, общая доля крупных холдингов и региональных компаний составляет более 60 % всего рынка платного ТВ в России. Руководство компаний признаёт актуальность и необходимость предоставления услуг платного телевидения, каждый из операторов стремится достичь лидерства в предоставлении услуг связи. «Комстар-ОТС» ведет активную работу по дальнейшему развитию в регионе сети платного ТВ и внедрению дополнительных сервисов. В частности, будет расширено число транслируемых каналов – с 80 до 100. Кроме того, в планы компании входит оказание услуги высокоскоростного доступа в сеть Интернет по технологии Metro Ethernet в домах, охваченных сетью кабельного телевидения ЦТС», – сообщили в пресс-службе компании «Комстар-ОТС».

Помимо всего прочего, в первом полугодии 2010 года количество абонентов аналогового платного телевидения составило 85 % от общего количества абонентов фиксированного платного телевидения, а пользователей цифрового телевидения только 15 %. Таким образом, по оценкам J’son & Partners Consulting, сегодня каждый двадцать четвертый абонент платного фиксированного ТВ и каждый четвертый абонент цифрового фиксированного ТВ являются пользователями IPTV.

Напомним, что аналогичный обзор компания J’son & Partners Consulting предоставляла и за 2009 год (см. новость раздела «Рынок IPTV»  от 19 мая 2010 г.). Так, по итогам 2009 года объем рынка платного ТВ в России вырос на 6 % по сравнению с 2008 годом и составил около $830 млн. J'son & Partners Consulting прогнозирует рост доходов на рынке ПТВ до $950 млн в 2010 году. По итогам 2009 года ARPU на рынке ПТВ России составило около $5.

Напомним также, что в начале 2010 года результаты своего исследования российского рынка IPTV представило также аналитическое агентство ComNews Research (см. новость раздела Рынок IPTV от 12 января 2010 г.). По данным ComNews Research, рост абонентской базы операторов платного ТВ в России за 2009 год составил 21 %, а доступ к услуге имеют свыше 24,1 млн абонентов. Наименее активный рост рынка платного телевидения наблюдался в сегменте кабельного ТВ – 13 % по сравнению с 2008 годом. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения и IPTV, где рост абонентской базы составил 35 % и 70 % соответственно. В декабре 2009 года на долю спутникового ТВ пришлось 32 % абонентской базы платного телевидения в России, в то время как на IPTV – всего 4 % рынка платного ТВ. 

Согласно прогнозам ComNews Research, высокие темпы роста рынка IPTV в 2010 году сохранятся на уровне 63 %, и к концу 2010 года ожидается количество подключений до 1,6 млн домохозяйств. Рост в сегменте спутникового ТВ тоже останется высоким (около 30 %), а основным фактором его роста останутся низкая плотность населения в регионах и значительные проблемы в развитии наземной инфраструктуры в небольших населенных пунктах. Темпы роста абонентов кабельного ТВ продолжат замедляться (10 % по сравнению с 2009 годом), что обусловлено насыщенностью сегмента.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: IP TV, IPTV, IP-телевидение, IPTV каналы, J’son & Partners Consulting