Куда движется телеком. Обсудили на конференции Integration in Telecom 2010

В Москве состоялась II конференция Integration in Telecom 2010, организованная компанией SVM Media & Events Group. В конференции приняло участие около 40 представителей рынка связи и производителей ПО. В режиме живого общения специалисты обсудили текущие интеграционные процессы на телеком-рынке, новые возможности, проблемы и прогнозы развития отрасли.

Представители телеком-компаний обсудили ситуацию на российском рынке связи на рубеже поколений. По данным, представленным заместителем генерального директора компании «Связьдоринвест» Ольгой Румянцевой, сейчас доля операторского сегмента на телеком-рынке составляет 14 % и в дальнейшем будет лишь падать. Директор по стратегическому развитию «Скай Линк» Иван Шарков считает, что рынок передачи голоса насыщен, но в ближайшие годы еще будет увеличиваться, хоть и малыми темпами. Самый активно развивающийся сегодня в отрасли сегмент – это мобильный широкополосный доступ. По прогнозам информационно-аналитического агентства TelecomDaily, представленным руководителем московского офиса Лидией Снарской, несмотря на то, что 44 % рынка телекоммуникаций приходится на сотовую связь, очень большими темпами развивается и будет развиваться услуга доступа в Интернет – как мобильного, так и проводного. В целом же сейчас и в дальнейшем на рынке связи происходит слияние мобильного и фиксированного широкополосного доступа. За первое полугодие 2010 года в России на рынке слияний и поглощений было совершено боле 360 сделок, самые крупные из которых коснулись телекоммуникационного сектора. Согласно исследованиям Mergermarket и Goltsblat BLP, 79 % экспертов ожидают в ближайший год роста активности на рынке слияний и поглощений.

«Рынок в России находится сейчас на этапе консолидации. Ключевое понятие здесь вертикальная интеграция. Многие старые бизнес-модели, когда каждый из операторов занимался своим сегментом, например, продажей на уровне магистрального трафика, работой с конечными пользователями, работой на уровне функций сервис-провайдера, уже не выживают на нашем рынке. В том числе тут сказываются и последствия экономического кризиса. Отрасль телекома вынуждена пересматривать свои подходы к бизнесу для того, чтобы контролировать затраты и повышать доходы.  В рамках отдельных бизнес-подразделений это делать очень сложно. Поэтому на рынке наиболее успешной становится вертикально-интегрированная модель, когда в рамках одного оператора объединена и конечная база абонентов, и функции по пропуску трафика и так далее. Пример такой модели – это «Ростелеком», когда в рамках деструктуризации «Связьинвеста» создается крупный оператор, владеющий гигантской абонентской базой, порядка 50 % на российском рынке. В то же время его магистральная компонента становится неким внутренним механизмом пропуска этого трафика, за счет эффекта масштаба позволяет экономить финансовые ресурсы и кастомизировать продукты, делая их более типовыми. Только в этом случае компания может экономить и выживать на нашем рынке. Такая политика позволяет долгосрочно прогнозировать свои финансовые возможности, оставлять какой-то зазор в инвестициях и часть из них выделять на развитие новых услуг и сервисов», – прокомментировал ситуацию на рынке связи директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин.

 

Директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин 
Директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин


Проблемами информационной безопасности при реализации интеграционных проектов поделился с участниками конференции директор по проектам корпоративного центра МТС Дмитрий Костров. Некоторые крупные сотовые операторы, в том числе и МТС, стали в последнее время активно приобретать компании фиксированной связи. В связи с этим, по словам г-на Кострова, появляется множество сложностей из-за разной организации рабочих процессов внутри теперь уже одной компании. Один из вопросов – как обеспечить информационную безопасность, особо важен для любого оператора, так как является для него уязвимым местом. Свой опыт в этом вопросе спикер обсудил с коллегами.  

 

Директор по проектам корпоративного центра МТС Дмитрий Костров
Директор по проектам корпоративного центра МТС Дмитрий Костров


По мнению Ивана Шарикова, компании МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» в ближайшее время будут развивать технологии 3-го поколения, а активное развитие сетей LTE спикер предполагает лишь в 2013-2014 годах. С точки зрения заместителя генерального директора по стратегическим проектам ОАО «МегаФон» Тиграна Погосяна сейчас необходимости в технологиях 4G нет, так как приложения в большинстве своем не требуют большого трафика. «Пока приложений, которым обязательно нужно LTE, нет. Магистральные операторы и компании, которые производят контент, должны вместе обсудить этот вопрос и решить, что дать людям, что в этом плане нужно бизнесу», – отметил г-н Погосян.

 

Генеральный директор по стратегическим проектам ОАО «МегаФон» Тигран Погосян
Генеральный директор по стратегическим проектам
ОАО «МегаФон» Тигран Погосян


Конвергентные решения «Билайн» для корпоративных клиентов представил менеджер по конвергентным продуктам «ВымпелКом» Владимир Горбунов. По словам спикера, в условиях послекризисной экономики клиенты заинтересованы в постоянном снижении затрат на связь, поэтому для «Билайн» предоставление конвергентных решений – это важный инструмент для сохранения текущих и привлечения новых клиентов. Теперь для бизнеса оператор предоставляет объединенные сервисы: единые правила для фиксированной и мобильной сети, расширение фиксированных сетей мобильными устройствами. Конвергенция тарифов  – это пакетные предложения, объединяющие мобильную и фиксированную связь, расширение внутрисетевых звонков и т. д. По словам Владимира Горбунова, преимущества подобных решений заключаются в значительной экономической и технологической выгоде для клиента. Также корпоративному клиенту будет удобно иметь «единую точку контакта», то есть получать счета за фиксированную и мобильную связь в одном пакете и общаться по всем вопросам лишь с одним менеджером.


Об интеграции спутниковых технологий в сетях мобильных и фиксированных операторов связи рассказал руководитель направления корпоративных продаж компании «Сетьтелеком» Олег Макаров. В некоторых условиях, по словам спикера, использование спутниковой связи наиболее эффективно и экономически выгодно. Использовать VSAT (малые спутниковые наземные станции) удобно на удаленных территориях, территориально-распределенных объектах, при отсутствии других решений, на «последней миле» и т. д.  Операторы связи могут использовать спутниковые технологии в качестве составного звена при построении своей сети связи (например, канала между базовыми станциями) или же владеть Центральной Управляющей Станцией (Hub), как составной частью своей сети. По словам Олега Макарова, в России существует немало примеров подобного сотрудничества. Компании «Синтерра», «Ростелеком», «Уралсвязьтелеком» используют спутниковые технологии в своих сетях. Благодаря некоторым ограничениям – задержке при передаче информации из-за удаленности,  широте канала с ограниченной пропускной способностью – VSAT не сможет полноценно конкурировать с оптоволоконными линиями. По прогнозам г-на Макарова, доля спутниковой связи в России в ближайшие годы будет порядка 7 %.

 

Руководитель направления корпоративных продаж компании «Сетьтелеком» Олег Макаров
Руководитель направления корпоративных продаж
компании «Сетьтелеком» Олег Макаров

В последнее время одной из тенденций на рынке связи стал интерес со стороны государства, выраженный в желании инвестировать в рынок и в то же время его контролировать. «Государство понимает, что у операторов недостаточно средств на инвестиции в инфраструктуру, а  его задача сделать так, чтобы инфраструктура двигалась в интересах всего общества и всей экономики. Как следствие, оно готово в нее инвестировать, в том числе и за счет налоговых льгот, субсидий, создания механизмов частно-государственного партнерства и так далее. Но при этом государство желает и контролировать этот процесс. Последняя инициатива по регулированию роуминга, которая вводится со стороны ФАС, – это аналог тех моделей, что уже реализованы в Евросоюзе. Такие модели показали свою эффективность, и, по всей видимости,  в России частичное регулирование рынка будет продвигаться», – резюмировал Евгений Соломатин.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, фиксированная связь, мероприятия Москвы, конференция, сотовая связь