«Билайн» разобрался с соцсетями. С помощью экспертов

В минувшую пятницу, 26 ноября 2010 года, в Москве состоялся очередной пресс-клуб «Билайна», основной темой которого стало развитие социальных сетей и их интеграция с мобильным доступом. Еще в августе 2010 года число российских пользователей социальных сетей достигло 35 млн человек, а благодаря возрастающему проникновению интернет-доступа и, в частности, сетей 3G, этот рынок ожидают существенный рост и глобальные перемены. О конкретных платформах, цифрах и фактах, путях и перспективах рынка социальных сетей и повели речь собравшиеся эксперты.

По мнению многих собравшихся, бум социальных сетей в России уже закончился и наблюдается остаточный рост. «Одноклассники» лежат, «вКонтакте» растет лишь совсем чуть-чуть, активно растет Facebook, но лишь в силу того, что это «отложенный» во времени рост», – уверена аналитик J'son & Partners Consulting Светлана Емельянова. Между тем, по ее словам, в России на конец 2009 года насчитывалось около 31 млн пользователей соцсетей, причем лишь 10 % из них были мобильными. 40 % этой аудитории составляли пользователи в возрасте от 25 до 34 лет, 18 % – до 24 лет и около 20 %  – люди старше 35 лет. Это «средняя температура по больнице», и данные по каждой конкретной социальной сети могут значительно разниться. К примеру, мобильных пользователей Facebook – целых 20 %, а на возраст свыше 40 лет приходится большая часть аудитории «вКонтакте».

А вот ведущий аналитик Mobile Review Эльдар Муртазин уверен, что, по самым оптимистичным оценкам, Интернетом в России пользуются лишь 60 млн человек, при этом на территории без интернет-доступа до сих проживает около 40 млн человек. Из них около 20 млн человек являются мобильными пользователями, а соцсетей – около 60 % из этого числа.

Блогер/твиттерянин Евгений Козлов уверен, что Twitter как раз растет очень активно. Тем не менее он добавляет: «Для многих людей «вКонтакте» это и есть Интернет: они включают компьютер и сразу попадают на свою страничку в этой социальной сети, не заходя больше вообще никуда. Они живут только там: ищут рефераты, смотрят фильмы, слушают музыку, общаются, не выходя оттуда никуда вообще. Для них Интернет – это лишь доступ к сайту «вКонтакте».

Ведущий аналитик Mobile Review Эльдар Муртазин

«Развитие «Одноклассников» также дало вал подключений именно тех людей, которые к Интернету ранее отношения никакого вообще не имели. Не будет ошибкой сказать, что во время своего бума одноклассники были самой старой по своему возрастному составу социальной сетью. Но после этого произошло насыщение одноразовой потребности – все, кто хотел, нашли друг друга и стали общаться в других социальных сетях или напрямую. «Одноклассники» очень долго пытались противостоять оттоку, сейчас по большому счету он превратился просто в еще один сайт знакомств», – продолжает тему колумнист Slon.ru Александр Милицкий. Между тем он вообще считает, что главной соцсетью сегодня является сам Интернет. «То, что мы называем бумом социальных сетей, на самом деле таковым не является на фоне прихода Интернета, это лишь некие интерфейсы, облегчающие поиск людей. Но сейчас идет обратная тенденция – за счет большого количества различных социальных сетей и «мертвых» аккаунтов в них найти конкретного человека становится все сложнее», – уверен г-н Милицкий.

Если говорить о дальнейших перспективах социальных сетей, то каждая из них переживает начало, фазу расцвета и стагнацию. «Я уверен, что рано или поздно Facebook тоже перестанет быть популярным, впрочем, как и ЖЖ, – делится с собравшимися директор по развитию продуктов компании SUP Илья Дронов. – Сейчас мы растем примерно на 40 % год по охвату аудитории, трафик растет несколько быстрее. Здесь надо понимать, что нас нельзя сравнивать с Facebook или «вКонтакте», потому что это закрытые системы (для любого рода активностей требуется идентификация и вход пользователя), а мы – открытая».

Интересно, что, по словам Ильи Дронова, основная доля пользователей ЖЖ его именно читает, а не пишет (таких не более 5 %), причем комментируют чужие записи около 40 %. При этом, так как LiveJournal является открытой системой, очень много читателей даже не знают, что они находятся в ЖЖ, приходя туда со стороны, из поисковых систем, по прямым ссылками и т. д. Количество таких посетителей очень велико и составляет до 95 % всех пользователей ЖЖ (таким образом, на зарегистрированных пользователей, имеющих свои аккаунты в ЖЖ, приходится лишь 5 % посещений). Если говорить о трансформации языка блогеров, то ее следует признать уже свершившимся фактом, причем онлайн-лексикон плавно начинает перетекать и в нашу обыденную жизнь. «Такие слова, как «ололо», «пыщ-пыщ-пыщ», «баян», «жжешь», «ЗЫ», «ГЫ», «+1», «в топку», «оффтоп», «жесть» и другие прочно вошли в нашу жизнь. И если вы хотите, чтобы блогеры вас поняли адекватно, без них просто не обойтись», – уверен шеф-редактор LiveJournal.Ru Роман Челюскин.

Точное количество мобильных пользователей социальных сетей подсчитать действительно трудно


При этом около 25 % пользователей ЖЖ во всем мире мобильные, это значительно более высокий показатель среди остальных соцсетей. В данный момент, кроме существующего сегодня клиента для iPad, команда ЖЖ разрабатывает мобильную версию под Windows Mobile 6.5 и Android, от поддержки Symbian и Java сознательно отказались. Вторая по популярности социальная сеть у мобильных пользователей – это Facebook. «Если говорить о мобильной составляющей, то именно Facebook имеет мобильный клиент практически для всех существующих мобильных платформ. Почему не пользуются мобильным приложением «вКонтакте»? Просто очень неудобно», – рассказывает г-н Муртазин.

Продолжает руководитель пресс-службы Ericsson в России Сергей Скрипников: «Аналитики журнала Wireless предсказывают, что Интернет в существующем виде скоро отомрет – большинство пользователей будут мобильными, и посещать они будут не привычные сегодня сайты, а больше использовать приложения. Тем не менее американцы пока еще с телефонов через приложения чаще заходят именно на веб-странички, несмотря на «маркетинговые разливы» вокруг имеющихся приложений и возможностей iPhone с Android».

Именно о приложениях собравшиеся эксперты и расспросили предметно руководителя департамента мобильного Интернета компании «ВымпелКом» Надежду Шевцову. По ее словам, в данный момент около 80 % всех устройств в сети оператора поддерживают возможность хотя бы минимального канала для интернет-доступа (по возрастающей от 2G/GPRS и EDGE к сетям третьего поколения UMTS/HSPA). При этом непосредственно Интернетом из них пользуются чуть меньше 50 %. Проникновение 3G-устройств составляет от 15 до 22 % в зависимости от региона (самый большой процент проникновения в грозненском филиале).

Напомним, что международный союз электросвязи (см. материал на 3Gclub) обнародовал новую статистику по проникновению Интернета в мире. За последние пять лет число онлайн-пользователей возросло вдвое и, по прогнозам, достигнет 2 млрд к концу 2010 г., причем 1,6 млрд из них будут иметь домашний доступ. Что касается развития сотовой связи, то ее проникновение достигло 90 % (!) – самого высокого значения среди всех технологий. Всего насчитывается 5,3 млрд абонентов, причем 3,8 млрд из них живут в развивающихся странах. Проникновение интернет-доступа по технологиям IMT2000/3G выросло с 72 млн в 2005 году (сети в 93 странах) до 940 млн в 2010 году (143 страны).


Проникновение ШПД по различным регионам планеты


В то же время, несмотря на общее утяжеление контента современных сайтов, социальные сети не содержат большого его количества, и мобильный интернет-доступ не столь критичен к ширине канала и качеству покрытия сетей 3G – порой для этого достаточно GSM/EDGE. Здесь следует разделять интернет-доступ с телефонов и использование USB-модемов для полновесных страниц и тяжелого контента. Так, по последнему отчету Opera, средний объем закачиваемых страниц в расчете на одного пользователя мобильным браузером Opera Mini, наиболее оптимизированного для телефонов, составляет 12 Мбайт в месяц при среднем размере страницы 18 Кбайт. Между тем объем потребления для пользователей USB-модемов на порядок выше – от нескольких сотен Мбайт до нескольких Гбайт трафика в месяц. Вообще интересно, что, согласно последнему отчету State of the Mobile Web Report (см. материал на 3Gclub), благодаря использованию мобильного браузера Opera Mini, сжимающего трафик на 90 %, пользователям во всем мире удалось сэкономить ни много ни мало $27,4 млрд за последний год. Без него они бы сгенерировали только за один сентябрь 4,9 Пбайт информации.

Из перспективных интернет-устройств для доступа к социальным сетям собравшиеся эксперты, прежде всего, отметили планшеты – как наиболее эргономичные. В то же время, сейчас эту позицию занимают смартфоны, тем или иным образом заменившие нетбуки по своему функционалу. Между тем, по данным Informa Telecoms & Media (см. материал на 3Gclub), средняя доля смартфонов в сотовых сетях мира приблизилась к 13 % и на них приходится 65 % всего трафика сетей. При этом средний MBoU (у Informa это ATPU или average traffic per user) составляет 85 Мбайт, и к 2015 году этот показатель вырастет на 700 %. Пользователи iPhone больше всего потребляют трафик: их MBoU составляет 196 Мбайт, за ними следует Android с 148 Мбайт.

Кроме того, в России появились и так называемые мобильные нулевые зоны социальных сетей. Это тестовое бесплатное пространство внутри социальной сети без тяжелого мультимедийного контента, созданное специально для мобильного доступа. Говорить о результатах пока рано, но, по информации руководства «вКонтакте», после запуска нулевой зоны количество мобильных абонентов выросло за две недели на 0,5 млн пользователей.

Что касается кажущейся конкуренции между соцсетями и классическими СМИ, то лишь очень малая часть блогеров являются профессиональными журналистами, умеющими грамотно и достоверно изложить материал. При этом, в отличие от блога и сообщества, любое СМИ отвечает за опубликованную информацию как своей репутацией, так и перед законом. Поэтому в большей степени именно социальные сети являются генератором информационного шума. В то же время за последний год наметилась обратная тенденция, когда информационные поводы, впервые возникшие в блогерской среде, явились поводом для публикации в профессиональных информационных изданиях.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Web

Ключевые слова: Билайн, социальные сети