Аналитики запутались в отчетности МТС. Они не могут поделить 50 тыс. абонентов

Аналитики подвели итоги деятельности сотовых операторов за январь нынешнего года. Результаты вышли противоречивые. По данным московских аналитических компаний, лидером по чистому приросту в Санкт-Петербурге стало ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС), а по данным местной компании "Неделя сотовых технологий", чистый прирост МТС в январе оказался самым низким среди операторов "большой тройки".
По данным московской аналитической компании ACM-Consulting, чистый прирост МТС на петербургском рынке в январе 2006 года составил 54,4 тыс. пользователей. По этому показателю компания стала абсолютным лидером, получив 62,9% от общего чистого прироста абонентов в регионе. Доли двух других операторов "большой тройки" - Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" и петербургского филиала ОАО "Вымпелком" - по версии ACM-Consulting, составили 15% и 4,7% соответственно.

Подсчеты местной компании "Неделя сотовых технологий" (НСТ) радикально отличаются от данных ее столичных коллег: чистый прирост абонентов МТС на петербургском рынке в январе составил всего 4,5 тыс. человек (или 12,5% от месячного прироста пользователей). Лидером по этому показателю является "Мегафон" - 14,4 тыс. абонентов (или 39%). Второе место занял "Вымпелком" - 7,1 тыс. абонентов (19%).

Получается, что разница в чистом приросте пользователей МТС, согласно оценкам двух аналитических компаний, составляет 50 тыс. человек. При этом цифры прироста абонентских баз других участников рынка у ACM-Consulting и НСТ практически одинаковы. Более того, абсолютное количество абонентов МТС в Петербурге на конец января по данным ACM-Consulting не отличается от аналогичного показателя НСТ. Таким образом, данные аналитиков разошлись только при подсчете чистых подключений МТС в январе.

Вместе с тем никаких оснований для недоверия аналитикам нет. ACM-Consulting является весьма авторитетным игроком на рынке отраслевых исследований. "Неделя сотовых технологий" тоже пользуется доверием среди участников рынка. "Специалистов-аналитиков в отрасли не так много, но Денис Кусков, директор 'Недели сотовых технологий', безусловно, профессионал", - говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Николай Деменчук. "У НСТ очень хорошие связи в дилерских кругах. Они получают информацию в том числе и напрямую от дилеров, поэтому им можно доверять. Всем остальным отчетам я давно не доверяю", - говорит управляющий розничной сетью "Телефорум" Игорь Алехин.

В ACM-Consulting Ъ объяснили, что при составлении своих сводок компания пользуется официальными цифрами, публикуемыми самими сотовыми компаниями. Но и в НСТ Ъ заявили то же самое. Разница между источниками исследовательских фирм заключается лишь в том, что ACM-Consulting получает информацию из головного офиса МТС, а НСТ - из петербургского отдела маркетинга этой компании.

В головном офисе МТС Ъ сообщили, что несоответствие в цифрах получилось из-за ошибки НСТ, которая при подсчете чистого прироста абонентской базы МТС за декабрь учла 50 тыс. лишних пользователей. Поэтому по итогам января она указала прирост МТС в размере всего 4,4 тыс. а не 54,4 тыс., как это сделали в ACM-Consulting. "Ежемесячно наше агентство получает сведения о подключенных абонентах у каждого оператора, представленного в нашем регионе. Делается это непосредственно в филиалах компании, а не в центральных московских офисах. Итоговые цифры как по декабрю, так и по январю были предоставлены одними и теми же сотрудниками местного офиса МТС. Получается, что 50 тыс. абонентов по итогам декабря потерялись уже в головном офисе оператора", - заявил Ъ гендиректор НСТ Денис Кусков.

В петербургском офисе МТС пока не комментируют ситуацию. Но не исключено, что компания намеренно утаила 50 тыс. абонентов, подключенных в декабре прошлого года. Дело в том, что по итогам декабря МТС и без этих абонентов стала абсолютным лидером по новым подключениям в России и почти на 10% смогла опередить ближайшего конкурента -- "Вымпелком". Однако по итогам января картина для МТС оказалась уже не столь радужной. Компания провела чистку своей абонентской базы в Москве, вычеркнув из нее "мертвых" пользователей. В итоге за январь компания получила отрицательный прирост своей базы в столице, но по приросту в России опять стала лидером, опередив "Вымпелком" примерно на 2%, что составляет как раз около 50 тыс. абонентов. Скорее всего, это как раз те пользователи, которых НСТ подсчитала еще в декабре, а в головном офисе МТС, планируя январскую чистку своей московской базы, решили "отложить" на черный день. Во всяком случае, даже в ACM-Consulting не исключают, что МТС вполне могла ошибиться. "Возможно, несоответствие в подсчетах произошло из-за биллинга МТС. В январе же эта неточность была устранена", - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.

Как бы там ни было, но жонглирование новыми абонентами на рынках, где проникновение сотовой связи и так зашкаливает за 100%, уже стало раздражать некоторых участников рынка. В частности, аналитик J'son & Partners Борис Овчинников считает, что показатель прироста пользователей уже не отражает реальной картины рынка и куда более объективным показателем является выручка операторов за тот или иной период. Аналогичной позиции придерживаются и в "Мегафоне". "Данные по новым подключениям уже ничего не отражают: на рынке существует богатый инструментарий по привлечению так называемых мертвых душ - абонентов, которых оператор записывает в свою базу, но которые на сотовую связь не тратят ни копейки. Поэтому гораздо объективнее соревноваться по выручке, которую получает тот или иной игрок за месяц, квартал или год", - сообщили Ъ в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон".

Рубрики: Мобильная связь, Финансы