Сотовые готовы сорвать голос. Предлагая клиентам дополнительные услуги

Мобильный телефон давно уже перестал быть просто средством голосового общения. Операторы сотовой связи предлагают огромное количество дополнительных услуг (VAS, Value Added Services) - начиная от привычных всем SMS-сообщений и заканчивая такими экзотическими, как "Мобильный банк" или "MMS-знакомства".
Помимо контент-провайдеров неголосовые услуги продвигают и сотовые операторы, предлагающие пользователям десятки собственных сервисов. "Сейчас на Северо-Западе под брэндом 'Мегафон Pro' продвигается около 40 услуг. Среди самых популярных можно отметить услуги WAP-портала и SIM-меню. По результатам исследований, о дополнительных услугах знают порядка 70 процентов респондентов", - комментирует пресс-служба "Мегафона". "Реализация дополнительных услуг - одно из важнейших направлений на данном этапе развития рынка, - рассказывают в пресс-службе МТС. - Сегодня собственных неголосовых услуг у МТС уже более 25". "У нас структура допуслуг разбита на несколько направлений: базовые, messaging, мобильный интернет, информационно-развлекательные услуги, услуги для корпоративных клиентов и услуги лояльности и удобства, - рассказывает Артем Минаев, менеджер по связям с общественностью Северо-Западного филиала "Вымпелкома". - Всего около 30 допуслуг, не считая всевозможных SMS-викторин и прочих акций".

Главная допуслуга в арсенале сотовых операторов - это так называемое интернет-самообслуживание. Именуется оно у всех по-разному (iFon у "Мегафона", ИССА у МТС, beeoffice у "Билайна") и позволяет самостоятельно контролировать свой баланс, подключать и отключать услуги, менять тарифный план через интернет. Это помогает сэкономить время: например, не надо звонить в службу поддержки оператора и по полчаса слушать музыку для решения пустякового вопроса, большинство стандартных операций можно провести самостоятельно, благо это несложно - достаточно минимальных навыков работы на компьютере. Кроме всего прочего, эти услуги еще и бесплатны.

Следующую категорию услуг можно условно назвать "Не пропусти вызов". Смысл их заключается в том, что если ваш телефон выключен или находится вне зоны действия сети, а вам кто-то звонит, то вы всегда сможете быть в курсе, кто звонил. В МТС такая услуга называется "Вам звонили", в "Мегафоне" - "Уведомление о пропущенных звонках". Включив телефон, вы получите SMS-сообщения с номерами тех, кто вам звонил. Более того, звонящие могут оставлять вам голосовые сообщения, однако за прослушивание этих сообщений придется платить.

Третья категория - интернет и электронная почта. И если с доступом в интернет все более-менее понятно, то с получением на телефон электронной почты у многих пользователей возникают сложности, в основном из-за неразберихи с настройками телефона. Чтобы облегчить доступ к этому сервису, операторы предоставляют возможность завести специальный "телефонный" ящик. Абонентам "Мегафона" и "Билайна" почта, приходящая на этот ящик, автоматически будет пересылаться на телефон в виде SMS (а в "Мегафоне" ее можно читать и с обычного компьютера), в МТС письмо придет на телефон со всеми вложенными файлами, однако эта услуга адресована только пользователям услуги i-mode (потребуется купить специальный телефон и оплачивать трафик).

Четвертая категория - персонализация телефона. Здесь наряду с уже набившими оскомину рингтонами и картинками появился принципиально новый вариант персонализации. Пока он возможен только в сети МТС (Good'OK), но в течение этого года появится также в "Билайне" и "Мегафоне". Смысл заключается в том, что длинные гудки в трубке можно заменить мелодиями. Услуга позволяет назначить разные мелодии для разных абонентов. Можно установить свою мелодию и на определенный день (например, день рождения, праздник, день недели) или на определенное время (например, с 9 часов утра до 6 часов вечера). Услуга в настоящий момент массированно рекламируется под девизом "Дари музыку, а не гудки".

Пятая категория - услуги на основе определения местоположения абонента. Доступны эти услуги абонентам "Мегафона" и с недавних пор - МТС. "Билайн" обещает подтянуться в течение первой половины этого года. Самый простой вариант такого сервиса - получение справочной информации о различных организациях и объектах, отсортированных по признаку удаленности от пользователя. Так, можно найти ближайший бар, заправку, аптеку. Второй вариант позволяет следить за другими абонентами - правда, предварительно к ним на телефон придет сообщение с запросом их согласия. Корпоративным пользователям таким же способом предлагается следить за автопарком, курьерами или просто сотрудниками - тут уже без всяких подтверждений подключаются номера, зарегистрированные на фирму. Удобно следить таким образом и за детьми: система автоматически умеет отслеживать маршрут перемещения и сообщать, идет ваш ребенок сейчас в школу или направляется в компьютерный клуб.

Среди полезных услуг стоит еще отметить "Печать фотографий": сделанные фотокамерой телефона снимки можно отправить как MMS и забрать в фотоателье в распечатанном виде ("Мегафон", "Билайн"; $1 за фото 10 х 15). Также интересна услуга "На деревню дедушке", которая позволяет прямо с телефона отправить письмо (в том числе с фотографией) по обычной почте. Достаточно написать текст в телефоне, при желании добавить фотографию со встроенной камеры, отправить MMS - и адресат спустя некоторое время получит от вас бумажное письмо в красивом конверте. Услуга доступна абонентам "Мегафона" и стоит около $1.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, доля дополнительных услуг в ежемесячной выручке операторов с одного абонента (ARPU) сейчас составляет 12,9%, с перспективой роста в течение текущего года до 14%. При этом на перенасыщенном рынке (номинальный уровень проникновения сотовой связи в Петербурге составляет, по данным на конец января, 122,2%) только рост потребления допуслуг способен увеличить ARPU операторов. Однако пока, по данным ИА "Неделя сотовых технологий", около 50% пользователей не знают о существовании большинства неголосовых услуг. Пожалуй, единственный сервис, о котором хорошо осведомлены абоненты, - это услуги контент-провайдеров, позволяющие скачивать на телефон картинки, мелодии или участвовать в SMS-голосовании. Однако доля таких услуг в VAS планомерно снижается и сегодня составляет около 19%: качать картинки и мелодии на свой телефон пользователям надоело, а к активному продвижению иных неголосовых сервисов сотовые операторы еще не приступили.

Рубрики: Мобильная связь