AC&M Consulting: 12,93 млн абонентов в Санкт-Петербурге

Согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 января 2011 года в России составило 220 млн человек, что соответствует уровню проникновения 151,5 %. При этом общее количество мобильных пользователей в Санкт-Петербурге – 12,93 млн абонентов (проникновение 203,9 %). Таким образом, в регионах на 30 июня 2010 года насчитывалось около 172,6 млн абонентов при проникновении сотовой связи на уровне 141,7 %. В то же время, по данным AC&M Consulting, общероссийский прирост абонентов сотовой связи в январе составил около 800 тыс. человек.

Между тем общее количество абонентов МТС на конец января 2011 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 108,34 млн человек, что на 277 тыс. больше, чем в декабре 2010 года. Общее количество абонентов второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») – составило 92,66 млн человек (Россия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Грузия), что на 641 тыс. абонентов больше, чем в  декабре 2010 года. На 31 января 2011 года консолидированные данные по абонентской базе «МегаФона» по России, Таджикистану и Абхазии составили 57,07 млн человек (снижение на 131 тыс. за месяц конца 2010 г.). При этом общее количество абонентов МТС в России составило 71,5 млн человек, абонентов «МегаФона» – 56,45 млн человек, абонентов «Билайна» в России на конец января 2011 года насчитывалось 52,53 млн человек. Четвертым крупным игроком в России является Tele2 с 18,92 млн абонентов. На Россию у Tele2 приходится 18,59 млн абонентов, а на Узбекистан – пока лишь 350 тыс.

 

 Рост абонентской базы операторов сотовой связи России в январе (800 тыс.  новых абонентов в сравнении с декабрем 2010 г.) – данные AC&M Consulting

Рост абонентской базы операторов сотовой связи России в январе
(800 тыс. новых абонентов в сравнении с декабрем 2010 г.) –
данные AC&M Consulting

 

Таким образом, на всех остальных операторов сотовой связи России приходится около 20,88 млн человек. На 31 января 2011 года «Уралсвязьинформ» имел 4,74 млн абонентов (4,62 млн на конец 2010 года), «Сибирьтелеком» – 3,673 млн человек (3,668 млн), НСС – 3,650 млн абонентов (3,596 млн человек на конец прошлого года), СМАРТС – 2,5 млн человек (2,5 млн), «Сотовая Связь «МОТИВ» – 2,078 млн человек (2,067 млн на 31 декабря 2010 г.), и замыкает десятку крупнейших российских операторов дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,518 млн человек  (1,508 млн на конец прошлого года). Справедливости ради стоит включить в этот список и самого крупного российского CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего более 1,3 млн абонентов в 36 регионах РФ.

 

 Рыночные доли операторов сотовой связи по России на 31 января 2011 года (данные AC&M Consulting)

Рыночные доли операторов сотовой связи по России
на 31 января 2011 года (данные AC&M Consulting)

 

Что касается сотового рынка Санкт-Петербурга, то общее количество мобильных пользователей здесь составило 12,93 млн абонентов (проникновение 203,9 %), что на 17 тыс. абонентов больше, чем в конце декабря 2010 года. В отчете AC&M Consulting указывается, что по итогам первого месяца 2011 года 87 % новых подключений пришлось на «Билайн» и 13 % на Tele2.

        

Общая структура рынка сотовой связи в Санкт-Петербурге на конец января 2011 г. (данные AC&M Consulting).
                                                                                                                                     

 

Общая структура рынка сотовой связи в Санкт-Петербурге
на конец января 2011 г. (данные AC&M Consulting).

 

Сотовые рынки уже достигли своего пика, а период экстенсивного роста явно подошел к концу. При этом абонентская база сотовой связи России все еще растет за счет регионов, причем не локальных операторов, а именно местных филиалов операторов «большой тройки». В то же время в Москве и Санкт-Петербурге рост может продолжиться за счет запуска виртуальных операторов MVNO (mobile virtual network operator). Это виртуальный оператор сотовой связи, предоставляющий услуги связи под собственным брендом, но с использованием сетевой инфраструктуры другого оператора. Так, недавно  «Скай Линк» и компания «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито») объявили о начале коммерческой эксплуатации сети нового виртуального оператора в Московском регионе по модели Full MVNO (см. новость рубрики «Скай Линк» от 4 марта 2011 г.). В соответствии с ней проект использует сетевую инфраструктуру «Скай Линк», а «КантриКом» ответственен за коммутационный центр, биллинг, CRM, сеть дистрибуции и абонентское обслуживание. Благодаря сотрудничеству со «Скай Линк», «Алло Инкогнито» смог предоставить своим абонентам не только прямой московский номер, объединяющий все имеющиеся у абонента телефонные номера (рабочий, домашний и мобильный), но и высокоскоростной доступ в Интернет. Планируется, что к концу 2011 года аналогичный проект MVNO будет запущен партнерами и в Северо-Западном регионе.

На начало 2010 г. в мире насчитывалось более 400 проектов MVNO, которые, по оценкам Pyramid Research, обслуживали 111,7 млн человек. Самый высокий уровень проникновения MVNO-услуг остается в Европе (13 %), а в Дании – даже 20 %. Такому росту виртуальных операторов способствуют избыточные емкости сотовых, насыщенность традиционного мобильного рынка и мощные контент-провайдеры. При этом подавляющее большинство MVNO – это нишевые проекты, в которых партнер использует инфраструктуру оператора для обслуживания имеющейся клиентской базы и намерен развивать услуги мобильной связи как дополнительные к имеющимся услугам собственной сети. Компания-партнер в проекте MVNO получает дополнительный доход при синергии с существующим бизнесом, низкие расходы на канал продаж и маркетинг, а также возможность выхода на рынок мобильной связи. Кроме того, это интересная возможность расширить программы лояльности для клиентов розницы за счет различных бонусных программ и дополнительных сервисов (в случае если для клиентов MVNO услуги связи являются дополнением к имеющимся).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мобильные операторы, MVNO, AC&M Consulting