Соседи запустили EDGE

Эстонский оператор мобильной связи Eesti Mobiiltelefon (EMT) запустил в коммерческую эксплуатацию услуги EDGE. Российские сотовые компании пока только готовятся к этому шагу.

EDGE (Enchanced Data Rates for GSM Evolution) позволяет предоставлять услуги передачи данных в сотовых сетях на скоростях, в три раза превышающих возможности аналогичной технологии GPRS, которая уже активно используется ведущими отечественными операторами мобильной связи.

EMT - старейший оператор мобильной связи в Эстонии, который сейчас контролирует более 50% рынка страны (здесь также работают операторы Tele2 и Radiolinja Eesti). Поставщиком системы EDGE для него выступила шведская корпорация Ericsson. Услуги передачи данных по этой технологии пока доступны в некоторых районах Таллинна. В планах EMT - постепенно расширять зону покрытия EDGE на всю территорию Эстонии. На это компания готова потратить около 15 млн крон (около $1,15 млн) в течение этого года. "Популярность услуг по передаче мобильных данных сегодня растет, и EDGE обеспечивает решения, предлагающие большие скорости передачи данных для конечных пользователей, подготавливая их к связи третьего поколения" - отметил президент компании EMT Валдо Калм (Valdo Kalm). EMT является владельцем тестового фрагмента сети третьего поколения, который был запущен осенью прошлого года. Эта компания является одним из претендентов на получение технической лицензии по обслуживанию мобильной связи третьего поколения 3G UMTS, конкурс на которую был объявлен в начале этого года. Начальная стоимость лицензии составляет 70 млн. крон (примерно $5,7 млн). Кроме того, будущий победитель конкурса должен заплатить и госпошлину в размере 697,4 тыс. крон (более $50 тыс.). Лицензия будет действительна в течение 10 лет.

Отечественные игроки пока только присматриваются к EDGE. На данный момент, эти услуги в России еще нигде на запущены, но все операторы "большой тройки" заявили о намерении начать предоставлять их до конца 2004 года. В частности, как сообщил корреспонденту spbIT.ru начальник службы по связям с общественностью компании ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Павел Нефедов, этот оператор планирует в 2004 году ввести в тестовую эксплуатацию услуги EDGE в некоторых регионах страны. "В качестве пилотных вариантов рассматриваются города Самара и Саратов, где наши сети были запущены относительно недавно. Новые услуги легче реализовать на современном оборудовании", - дополнил Павел Нефедов.

Специалист по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" (Би Лайн GSM") Артем Минаев заявил, что оборудование в сети оператора готово к запуску EDGE, но пока технология не сертифицирована регулятором. Однако, в целом компания считает этот рынок перспективным. "Динамика роста числа пользователей GPRS позволяет нам надеяться и на востребованность EDGE. Ее популярность на российском рынке будет зависеть от маркетинговой активности операторов", - отметил он.

Аналитики рынка смотрят на эту технологию менее оптимистично. В частности, как считает партнер AC&M Consulting Антон Погребинский, после запуска EDGE на российском рынке услуг мобильной передачи данных мало что изменится. "На сегодняшний день услугами передачи данных по технологии GPRS в России пользуется всего около 2% абонентов. Это связано как с недостаточным продвижением данной услуги на рынке, так и с часто неприемлемым ее качеством. Не стоит забывать, что операторы "большой тройки" позиционируют свои сети в основном для голосовых услуг. Если и в случае с EDGE операторы не изменят подход к организации и качеству услуг, то говорить о серьезных перспективах здесь не придется". Кроме того, по мнению Антона Погребинского, на телекоммуникационном рынке до сих пор существуют более эффективные возможности для инвестиций сотовых компаний. "Прирост абонентской базы продолжается, и операторы зачастую не успевают ее освоить. Т.е. на первый план выходят потребности в расширении зон покрытия, увеличении номерной емкости и т.д. Кроме того, сейчас российские операторы присматриваются к странам ближнего зарубежья", - резюмирует Антон Погребинский.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: