Петербургские подключения: февраль – последний шаг мобильной зимы

Ушедший вместе с морозами и вьюгами февраль на петербургском рынке сотовых подключений продолжил тенденции первого месяца 2006 года, оправдав неблагоприятные прогнозы насчет своей результативности. И хотя основные ожидания игроки рынка связывают с весенним пробуждением покупателей от зимней спячки, результаты последнего зимнего месяца заслуживают отдельного изучения.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в феврале 2006 г. достигло 129,6 млн (увеличившись на 1,5 млн с января 2006 г. и на 47,9 млн с прошлого февраля). При этом показатель январского прироста по сравнению с декабрем составил 2,4 млн. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в феврале до 89,3 % - рост составил 1 % по сравнению с январем 2006 г., в то время как в январе рост составил 1,7 %, а в декабре – 4,1 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец февраля составил 23,201 млн и 7,663 млн (в прошлом месяце: 23,018 млн - в Москве и 7,594 млн – в Петербурге соответственно), а проникновение составило 136,6 % и 120,9 % (показатели января - 135,5 % и 119,8 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 183 тыс., а в Петербурге - 69 тыс. пользователей.

В январе чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: МТС достались 38,7 % новых абонентов, «ВымпелКом» получил 24,8 %, «МегаФон» стал обладателем 25,4 %, а 11 % распределили между собой остальные операторы. В итоге абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting): МТС – 45,447 млн, «ВымпелКом» - 44,082 млн, «МегаФон» - 23,585 млн. Рынок России в феврале оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 35,1 % (увеличение доли по сравнению с январем на 0,1 %), «ВымпелКом» контролирует 34,0 % (уменьшение доли на 0,1 %), «МегаФон» занимает 18,2 % (увеличив свою долю также на 0,1 %), остальные операторы владеют 12,7 % (потеря 0,1 %).

В Петербурге в феврале чистый прирост абонентской базы составил 69 тыс. пользователей, и лидером рынка здесь стал «МегаФон Северо-Запад», которому удалось привлечь 45,8 % новых абонентов, МТС владеют 31,1 % прироста общей абонентской базы, «ВымпелКом» получил 11,5 %, "Теле2" - 7,2 % новых абонентов, «Скай Линк» - 4,4 %.

Доли петербургского рынка в результате распределились в феврале так: «МегаФон» занимает 37,0 % (улучшение январского показателя на 0,1 %), МТС владеет 33 % (без изменений), «Билайн» - 22,0 % (потеря 0,1 % рынка), "Теле2" – 5,9 % (без изменений), «Скай Линк» - 2,1 % (также без изменений).

Количество проданных контрактов операторов по Петербургу и Ленобласти в феврале составляет примерно 170 тыс. стартовых пакетов, что на 40 тыс. меньше, чем в январе. По данным экспертов, лидером февраля стала сеть «Ультра», подключившая более чем 35 тыс. абонентов. На втором месте впервые за долгое время – сеть «Связной» с 34,4 тыс. контрактов, а «Евросеть» заняла лишь третье место, подключив около 34 тыс. абонентов. Во втором эшелоне лидирует «Телефорум» примерно с 20 тыс. контрактов, следом идет «Цифроград» - 14,5 тыс., а замыкает список лидеров «Диксис» - 12,2 тыс. Директор по маркетингу лидера февральских подключений сети «Ультра» Дмитрий Карманов так прокомментировал тенденции последнего месяца зимы: «Февраль в плане подключений - достаточно вялый месяц, абоненты традиционно малоактивно подключаются, а интересных предложений на рынке как от операторов, так и от дилеров не было».

Впрочем, с последним утверждением можно поспорить: февраль стал достаточно богатым месяцем в плане инициатив сотовых операторов. Так, с началом февраля компания «Скай Линк» запустила программу «Я доволен», которая направлена на продвижение услуг на базе Sky Turbo. Программа проходит на федеральном уровне и охватывает все регионы присутствия этой торговой марки. В качестве основных каналов коммуникаций была выбрана наружная реклама, радио и Интернет. Кроме того, ЗАО «Скай Линк» поддерживает все региональные кампании телевизионной рекламой на основных каналах вещания (см. выпуск новостей от 8 февраля 2006 г.).

«МегаФон Северо-Запад» провел довольно активную деятельность в период праздников, когда им было объявлено о проведении сразу трех акций, все они длились до 10 марта. При этом две из них прошли в Петербурге и Ленинградской области, еще одна – в регионах Северо-Запада. Суть региональной акции заключалась в том, что в при подключении к сети на контрактные тарифные планы («Единый», «Мобильный», «Единый (городской)», «Люкс», Online.ru, «Лайт. Мобильный», «Лайт. Единый» и корпоративные тарифные планы в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, Республике Карелия и Ненецком АО) всем абонентам в подарок предоставляется 50 минут на разговоры внутри сети «МегаФон Северо-Запад» и 50 бесплатных SMS. Срок использования бонусных минут и SMS – 30 дней. Суть же одной из петербургских акций сводилась к тому, что при активации единых карт оплаты номиналом от 300 рублей абоненты тарифных планов группы «Лайт» получали в подарок 30 минут на разговоры внутри сети «МегаФон Северо-Запад». В рамках второй акции при подключении к сети в Петербурге и Ленинградской области на контрактные тарифные планы («Единый», «Мобильный», «Единый.spb», «Мобильный.spb», а также корпоративные тарифные планы) и тарифные планы группы «Лайт» всем абонентам в подарок предоставлялось 100 минут на разговоры внутри сети «МегаФон Северо-Запад». Оба бонуса нужно было использовать до 31 марта 2006 года (см. выпуск новостей от 13 февраля 2006 г.).

А 21 февраля оператор «МегаФон Севро-Запад» запустил услугу «Мы вместе», которая позволяет абонентам «МегаФон Северо-Запад» создать группу от двух до пяти человек, внутри которой будет возможно пользоваться скидками и льготами на звонки. Так, стоимость звонков на номера участников группы до 1 мая 2006 года будет составлять 35 копеек с учетом НДС за минуту разговора. После этого льготный тариф будет заменен постоянной системой скидок, которые составят до 50 % от стоимости звонка внутри сети в соответствии с базовым тарифным планом абонента. Также до 1 мая 2006 года бесплатно будет производиться подключение услуги, потом единовременная плата за подключение составит 10 рублей (см. выпуск новостей от 22 февраля 2006 г.).

Активизировался в период праздников и оператор сотовой связи «Билайн», запустив акцию «Год с SMS: каждое первое сообщение в день бесплатно!». В ее рамках с 7 февраля по 30 апреля, приобретая контракт с одним из тарифных планов «Зажигай», «Простые вещи», «Твое время», «Твое время – ночь» (с поминутной тарификацией с 61-й секунды разговора), абонент получает возможность в течение года первое SMS-сообщение в день отправлять бесплатно. Присоединиться к SMS-акции могут и те, кто уже пользуется одним из перечисленных тарифов. Стоимость подключения без учета НДС составит $1,5 (см. выпуск новостей от 15 февраля 2006 г.).

Компанией МТС в феврале было проведено две рекламных кампании. Первая из них была направлена на продвижение услуг на базе MMS и проходила в виде CRM-акции. В ее рамках во всех регионах Северо-Запада с 10 февраля до 10 марта абоненты МТС получали индивидуальные предложения, в рамках которых абоненты – обладатели контрактных планов, ранее не пользовавшиеся услугами MMS, получали возможность отправить пять бесплатных мультимедийных сообщений. А препейдные абоненты, которые ранее не использовали услугу MMS, могли отправлять MMS со скидкой 50 %. Отметим, что также в феврале была запущена услуга «MMS-открытка», в рамках которой абонентам МТС в Северо-Западном регионе предоставляется возможность отправлять картинки, мелодии или текст на сотовый телефон через e-mail в виде MMS-сообщения (см. выпуск новостей от 13 февраля 2006 г.).

Одновременно с этим была запущена акция по продвижению тарифа «Любимый», действие которой заканчивается сегодня. Суть акции заключалась в том, что для всех абонентов тарифного плана «Любимый» в период с 14 февраля по 31 марта 2006 года стоимость вызовов на телефоны абонентов МТС домашнего региона составляла $0,02 (цены указаны без НДС) при нулевой абонентской плате. Кроме того, каждый вновь подключившийся к тарифу получал в подарок DVD-диск с комедиями «Бандитки» или «История любви» (см. выпуск новостей от 22 февраля 2006 г.).

Автор: Юрий Мальцев, Наталья Чумарова.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: