Стартаперы нашли инвесторов. На конкурсе интернет-проектов Web Ready

В начале декабря в Санкт-Петербурге инвестиционным форумом завершился ежегодный конкурс интернет-проектов Web Ready, организованный бизнес-инкубатором «Ингрия». Победителями и призерами конкурса стали более 10 проектов из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга и Казани. В основных номинациях конкурса лучшими признаны петербургский проект ResumUp и московский Shop Points.

По словам организаторов, Web Ready стал в России определённым знаком качества, популярность которого растёт ежегодно среди как российских представителей инновационного сообщества, так и их зарубежных коллег. Основными заявленными целями мероприятия являются формирование воронки проектов в области интернет-технологий и содействие развитию лучших проектов, создание площадки для переговоров и заключение сделок между проектами и инвесторами, а также содействие развитию инновационного предпринимательства в России. Соответственно, целевая аудитория выглядит следующим образом: интернет-предприниматели, студенты технических вузов, специалисты компаний, работающие над формированием модели бизнеса, инвесторы и бизнес-сообщество.

Партнером конкурса выступил бизнес-инкубатор Технопарка «Ингрия», официальными партнерами являются Microsoft и ОАО «Российская венчурная компания», коммуникационным – «МегаФон», среди партнеров также – EMC, 1С, Alawar, Oracle, Umi.CMS, «Связной», проект «Блеск», осуществляемый через программу Европейского инструмента соседства и партнерства, BestBusinessBooks, «Любавич» и «Петроконгресс». Мероприятие проводится при поддержке правительства Санкт-Петербурга.




В этом году финальное мероприятие конкурса Web Ready
собрало в общей сложности более 500 человек



В конкурсе Web Ready участвовали проекты, которые относятся к таким областям, как социальные медиа, SaaS и Cloud Computing, Virtualization Solution, мобильные технологии, разработка интернет-игр, eCommerce и другие веб-разработки. В номинации «Лучший стартап» победил петербургский проект ResumUp по созданию визуального резюме и облегченного поиска работы или кандидата. Авторы проекта получили приз в размере 500 тыс. рублей. «Что интересно, проект, который в итоге занял первое место, жюри пыталось исключить из списка кандидатов на каждом этапе голосования. Он не числился в лидерах, если не сказать наоборот. Однако после того как мы увидели презентацию проекта, поняли, что это лидер. Именно презентация в этот раз сыграла решающую роль в голосовании», – рассказал старший аналитик венчурного фонда Foresight Ventures, член жюри Евгений Левин.

Второй приз – 250 тыс. рублей – взял московский проект Shop Points – мобильное приложение, которое работает как контекстная реклама онлайн-мира. Данный проект победил в номинации «Лучший проект на посевной стадии». «Shop Points – это мобильное приложение для смартфонов, позволяющее делать следующее: розничной сети – дать покупателю вознаграждение за физический вход в свою торговую точку и предоставить ему информацию на входе о том, что торговая точка предлагает конкретному покупателю. Таким образом, ретейл получает посетителей магазинов по цене в несколько раз дешевле, чем существующие каналы, потребитель зарабатывает на своих действиях, а производитель получает новые возможности продвижения своих товаров в магазинах», – рассказал участник проекта Shop Points Анатолий Марин.




Представитель проекта Shop Points, вышедшего
на второе «посевное» место, Анатолий Марин



Общий призовой фонд конкурса составил 1,5 млн рублей. Второе и третье места в номинации «Лучший проект на посевной стадии» заняли соответственно система бесконтактного управления вычислительной техникой «ОКО», представленная участниками из Москвы, получившими 100 тыс. рублей, и проект «Я познаю мир 2.0» из Казани (приз составил 50 тыс. рублей). В номинации «Лучший стартап» на второй строчке расположился московский Wizee shopping, на третьей – проект из Санкт-Петербурга Plan B media. Эти участники получили 300 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно.

Также были определены победители в дополнительных номинациях Web Ready. Победителем онлайн-голосования, которое проводилось на сайте конкурса, стал новосибирский проект Mayaka. В номинации «Инвестиционная привлекательность» приз достался Wizee shopping. Кроме того, жюри конкурса учредило две специальные номинации – «Детский социальный проект» («Фантазия» из Екатеринбурга) и «За поддержку инновационной экосистемы» (Freshle.com из Новосибирска).

Ряд номинаций в конкурсе был учрежден его партнерами. Так, компания Alawar Entertainment объявила победителя в номинации Game Ready – им стал резидент бизнес-инкубатора «Ингрия» Gameapp.ly (Санкт-Петербург). Компания ЕМС выбрала лучший проект на собственной инвестиционной сессии – MegaTable, представлявший Пермь (приз – обучающая поездка в Израильский центр EMC для двух представителей). В номинации MITEF возможность поехать в The Global Innovator Competition в рамках Global Technology Symposium в марте 2012 года в Калифорнию получил проект «ОКО», а специальный приз от «МегаФона» достался проекту из Санкт-Петербурга Care4teen.




Номинации были как основные – от организаторов конкурса Web Ready,
так и поощрительные – от его партнеров



На выставке, организованной в рамках конкурса, свои проекты презентовали 38 полуфиналистов, из которых были отобраны 12 участников финала, который в этом году проводился в формате инвестиционного форума. Пока жюри определяло лучшие проекты среди финалистов Web Ready, для гостей финала было организовано выступление специального гостя – сооснователя «Яндекса» Ильи Сегаловича на тему «Есть ли жизнь после IPO?».




Сооснователь «Яндекса» Илья Сегалович рассказал о том «Есть ли жизнь после IPO?»



На площадке мероприятия в утренней части было организовано специальное пространство общения инвесторов с инновационными проектами – VC Corner. Здесь 115 предпринимателей получили возможность в течение одной минуты представить свои проекты инвесторам, из них 65 стартапам в дальнейшем инвесторы назначили 10-минутные встречи. «Несмотря на то что размер питерского рынка ИТ раза в три меньше московского (как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения B2B), организаторам мероприятия удалось собрать довольно приличный пул потенциальных инвесторов из инвестиционных фондов. Такую концентрацию нечасто удаётся собрать в Москве», – отметил Анатолий Марин. Всего участие в инвестиционном форуме и финале Web Ready приняли более 500 человек.

Web Ready проводится уже в третий раз. В текущем году на конкурс было подано 579 заявок из 90 городов России и 10 стран мира. По сравнению с 2010 годом количество заявок увеличилось на 34 % (о Web Ready-2010 см. новость раздела Web Ready от 6 декабря 2010 г. http://spbit.ru/news/n75749/). Также впервые были проведены региональные этапы Web Ready – в Сибири, Поволжье и на Урале, которые собрали 106 заявок. «В этом году конкурс Web Ready вышел на качественно новый уровень, – говорит президент некоммерческого фонда поддержки инноваций «Вэб Рэди» Ирина Петрова. – Количество заявок, качество проектов полуфиналистов, готовность победителей работать на международных рынках, специалисты в узких нишах в жюри – все эти факторы придали конкурсу статус крупнейшего в Восточной Европе. А формат финала в виде инвестиционного форума сделал Петербург на один день венчурной столицей России».

В целом с тем, что уровень представленных проектов вырос, согласны многие эксперты из тех, которые присутствовали на финальном мероприятии.

«Web Ready – мероприятие с очень интересным форматом. Обычно в конкурсных презентациях с инвесторами знакомят лишь финалистов (а это 10-15 команд), здесь же с потенциальными спонсорами могут общаться и полуфиналисты. Все представленные проекты очень высокого уровня. У некоторых команд уже проработаны бизнес-планы, клиентские базы, и я думаю, что именно они станут победителями», – отметила руководитель оргкомитета российского инновационного конкурса БИТ Наталья Царевская-Дякина.

Правда, некоторые отмечают, что все заявки носят несколько однобокий характер – фактически все они связаны с Интернетом и веб-приложениями. «Мы поддерживаем Web Ready второй год. В прошлом году я не был здесь лично. Но в этом году меня радует масштаб мероприятия. Однако здесь преобладают интернетовские модели, к которым у меня есть общая претензия. Дело в том, что таким моделям либо веришь, либо нет, нужна верификация. Пойдут ли B2B-клиенты, пойдут ли B2C-клиенты на сайт, необходимо сначала проверять, что называется, на друзьях и знакомых... У «Смешариков», например, уже имеется сформировавшаяся аудитория в 3 млн человек. Однако большинству проектов не хватает, пусть и небольшой, но постоянной лояльной аудитории. Но, в принципе, могу сказать, что организация мероприятия порадовала, проекты неплохие, а некоторые – очень неплохие», – прокомментировал руководитель департамента компании РВК Игорь Пичугин.

А партнер мероприятия и инвестор Александр Николаенко вдобавок отметил, что, по его мнению, в прошлом году Web Ready представлял более интересные проекты, чем в нынешнем. «Из всех представленных в этом году проектов я могу выделить только два, которые не повторяют то, что было сделано многими до них. Один из них – по анализу дорожного полотна, второй – по управлению проектами. Остальные, к сожалению, оригинальностью не отличились».

С ним отчасти согласен Евгений Левин из венчурного фонда Foresight Ventures, член жюри: «Действительно, с точки зрения инвесторов, всего несколько проектов заслуживают внимания. Но, по моему мнению, уровень подготовки участников вырос, – я имею в виду качество презентаций и материалов. Кроме того, за этот год люди научились представлять себя и свои идеи. Сначала было представлено около 500 проектов. На первом этапе мы смотрели, адекватен ли проект в целом. Этот этап прошло 200 с чем-то проектов. После этого их рассматривали на предмет новизны идеи и конкурентоспособности. Следующий этап – рентабельность. Чем ближе мы были к финалу, тем большее внимание уделялось финансовому вопросу. Возможность заработать деньги складывается не только из самой идеи, но и из команды и состояния рынка на данный момент. Что интересно, проект, который в итоге занял первое место, жюри пытались исключить из списка кандидатов на каждом этапе голосования. Он не числился в лидерах, если не сказать наоборот. Однако после того как мы увидели презентацию проекта, поняли, что это лидер. Именно презентация в этот раз сыграла решающую роль в голосовании».

«Мы – не инвестиционная компания и не ищем возможности вложения капитала, мы ищем доступ к технологиям, которые интересны нашему бизнесу. Хотел бы сказать, что в основном на конкурсе представлены не слишком высокотехнологические стартапы (веб-сервисы, мобильные приложения и т. д.), и это в каком-то смысле отражает то, что происходит в России вообще. Было бы хорошо, если бы ситуация менялась в лучшую сторону. Тем не менее в этом году мы также нашли интересные для себя стартапы», – рассказал представитель MIT Enterprise Forum of Russia Николай Пунтиков.

Интересно, что в этом году, по словам генерального директора компании «Рексофт» и председателя жюри Web Ready (2009, 2010 гг.) Александра Егорова, состав жюри изменился как количественно (теперь в нём 20 человек), так и качественно, что связано с большим количеством заявок и появлением дополнительных номинаций. «В этом году впервые было принято решение разделить номинации на «лучший стартап» и «лучший проект на посевной стадии». Возможно, есть смысл на будущий год также внести тематические разделения внутри номинаций, поскольку участников становится всё больше и не всегда понятно, по каким критериями оценивать их проекты», – резюмировал г-н Егоров.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, ПО, Web, Инновации

Ключевые слова: мероприятия, конференция, инновационная инфраструктура, инновации