В SPb CIO Club поговорили о харизме

Очередное заседание петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club в формате «Без галстуков» прошло в форме мастер-класса, который был посвящен лидерской харизме. Проводил мастер-класс один из самых известных бизнес-тренеров России Радислав Гандапас.

Заседание клуба началось с вопроса Радислава Гандапаса: «Кто считает себя харизматичным человеком?» Руки подняли около трети всех присутствующих. Далее аудитории был адресован вопрос, а что же такое харизма? Вариантов было множество, но в итоге все свелось к обсуждению ее составляющих: назывались такие качества, как способность вести за собой, вызывать доверие, запоминающаяся внешность, внутренний стержень, раскованность, властность и т. д. Но в ходе дальнейшего обсуждения участники заседания пришли к выводу, что, даже если в человеке собраны все эти качества, не факт, что он будет харизматичным. Почему так происходит, участники выясняли на протяжении всей оставшейся встречи.



Радислав Гандапас с помощью аудитории выявляет основные элементы харизмы
Радислав Гандапас с помощью аудитории выявляет основные элементы харизмы



Во-первых, харизма является одной из опор власти и при этом самой надежной. Человек может утратить любую из двух оставшихся опор – статус или компетенцию, но если у него есть харизма, то он все равно сохранит власть. «Военачальник, который потерпел поражение, потерял статус, при сохранении харизмы продолжает сохранять влияние на других людей. Более того, если человек харизматичен, люди не верят, что он может совершать ошибки – они склонны думать, что эти ошибки спровоцированы внутренними врагами или же что это часть плана и человек просто не успел еще довести его до конца», – объяснил г-н Гандапас.

Харизма – вещь очень загадочная, поэтому следующим пунктом для обсуждения стали мифы о харизме. Всего их три, и первый из них о том, что харизма может быть врожденной. «Харизма – она как деньги: либо есть, либо нет. Но это не значит, что она должна быть врожденной. Восприятие человека во времени меняется – обычный человек в определенной ситуации может себя проявить как харизматичный в определенной ситуации, или, наоборот, харизматичный начальник со временем перестает восприниматься как таковой. То есть если харизму можно приобрести или утратить – врожденной она быть не может», – прокомментировал Радислав Гандапас. С помощью аргументов против первого мифа г-н Гандапас разрушил и второй – о безотносительности харизмы (то есть если она есть, то присутствует в личности человека постоянно, и, наоборот, если ее нет, то нет совсем).

Относительность харизмы Радислав Гандапас доказал на примере фанатичного увлечения детьми различными актерами и музыкантами: на доске он изобразил три оси, которые изображают подростка, его маму и некую рок-звезду. Подросток относительно обеих осей абсолютно нехаризматичен, рок-звезда для подростка царь и бог, но степень его харизматичности не поднимается выше середины оси, у мамы подростка степень влияния на последнего самая высокая, соответственно, и уровень харизмы самый большой. Таким образом, для ребенка рок-звезда идеальна и непогрешима, а для мамы она смешна, потому что у нее больше влияния, и за ним влияния музыканта она просто не видит. Здесь напрашивается вывод о том, что харизма – это некий эффект, оказываемый личностью на окружающих. «Если эффект производить не на кого, то и харизмы в человеке не будет – невозможно быть харизматичным на необитаемом острове», – уточнил Радислав Гандапас.

Последний, третий миф – харизме не учат. Этот миф г-н Гандапас разбил так же легко, как и предыдущие два. Харизму, по его словам, можно приобрести и усилить – для этого нужно освоить определенные приемы, научиться правильной коммуникации с людьми, приобрести силу воли, изменить внешность и т. д.

Далее беседа перешла к обсуждению харизмы, как важного элемента личности управленца. Для руководителя это качество очень важно, т. к. создает у подчиненной группы иллюзию безопасности. По факту лидер далеко не всегда может обезопасить свою группу, но «аура защитника» сплачивает группу, что весьма полезно в работе.

Для того чтобы человек стал по-настоящему харизматичным лидером, необходимо наличие нескольких элементов. Их г-н Гандапас поделил на четыре группы – имидж, мистика, психология, власть.

К первой группе он отнес такие характеристики, как внешний вид, голос и мифы о личности. Внешность должна быть запоминающейся: очень высокий или низкий рост, борода, усы, необычные детали одежды или внешности (даже увечья), и обязательно должен быть «стигмат» – определенная заметная деталь, которая с человеком постоянно (вроде трубки Сталина или берета Че Гевары). Голос у харизматического лидера должен быть сильным и хорошо поставленным. Лучше всего, если он будет звучать в нижнем регистре, т. к. экспериментально доказано, что низкий, грудной голос вызывает большее расположение и доверие к человеку.



Радислав Гандапас учит аудиторию говорить «низким грудным голосом негритянской джазовой певицы»
Радислав Гандапас учит аудиторию говорить «низким грудным голосом негритянской джазовой певицы»



Также для лидера важно наличие необычного имени или фамилии – это всегда привлекает лишнее внимание и интерес. И последняя составляющая имиджевой группы – мифология, потребовала от Радислава Гандапаса дополнительного объяснения: «Это жизнеописание человека, в котором акцентировано несколько моментов. Здесь есть место гиперболе, замещению некоторых событий другими, изменению причинно-следственных связей и т. д. И это нормально, потому что мы все мыслим мифологемами. Одним из самых ярких примеров мифологической харизмы является Чапаев – если изучить его историю по документам, то мы увидим, что его постоянно мотало туда-сюда в идеологическом плане, не было у него большого войска, не было масштабных сражений и вообще действие происходило в Казахстане».

Для создания правильного мифа необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, все харизматические лидеры «прошли через смерть». Здесь имеется в виду не только клиническая смерть, подойдет и попадание в реанимацию сразу после рождения, и счастливый случай, позволивший вам выжить, вроде того, что вы купили билет на самолет, опоздали на рейс, а он разбился. Во-вторых, харизматический лидер побеждает врагов. «В наше время с врагами напряженка, а победы нужны, поэтому подойдут любые достижения. Современному начальнику могу посоветовать тащить в офис любые грамоты, сертификаты и медали, которые у него есть. Не важно, что это будет грамота за победу в областном чемпионате по боксу – там будут нарисованы боксерские перчатки и будет крупно написано, какое место вы заняли, а такие мелочи, как, когда и где это было, мало кому интересны», – объяснил г-н Гандапас. Последним важным элементом является создание ритуалов. Корпоративные ритуалы бесполезны и у новичков вызывают непонимание или даже отторжение, но постепенно они втягиваются в этот процесс и попадают под влияние своего начальника, укрепляя его харизму.

Следующей рассмотренной группой качеств харизматика стала «мистика». Первое качество в этой группе – победитель. Харизматик, по словам г-на Гандапаса, никогда не проигрывает, а если проигрывает, то обставляет это так, будто он здесь ни при чем. Второе мистическое качество харизматика – человек-энерджайзер – человек, излучающий энергию и непонятно откуда ее берущий. Третье мистическое качество харизматика – окружающим он видится неким суперменом, который делает то, что другим не под силу. Последнее качество этой группы часто дает пищу для создания мифов о человеке, вроде того, что Наполеона не брала шрапнель и он мог спать всего по три часа в сутки.

Далее Радислав Гандапас рассмотрел психологические качества идеального харизматического лидера: «Он должен быть мечтателем, тогда он сможет создавать видение будущего силой своего воображения. Оно обязательно будет грандиозным и за рамками возможного, но это будет его эмоционально и энергетически подпитывать. Также мечтатели умеют планировать, что для лидера жизненно необходимо: за человеком, способным создать план действий, готовы идти». Также лидер должен быть созидателем, создавать то, чего до него никто не придумал и не сделал, выдавать идеи и планы. «Главное для лидера – постоянно об этих идеях и планах напоминать, чтобы его группа видела, куда они идут и, более того, чтобы они хотели туда попасть», – уточнил г-н Гандапас. Последнее качество харизматика, названное в данной группе, – воин. Такой человек получает удовольствие не от решения проблем, а от самого их наличия, ему нравятся сложные ситуации и адреналин, который он получает, находясь в них. Некоторые даже специально устраивают себе «затяжные стрессы», просто потому, что им это нравится, они чувствуют в таких ситуациях себя уверенно и, главное, держат происходящее под контролем.



Радислав рассказывает, как важно уметь мечтать
Радислав Гандапас рассказывает, как важно уметь мечтать



Последней рассмотренной была группа властных качеств. Здесь харизматичный лидер воспринимается в трех ипостасях: учителя, наставника и супервайзера. Постепенно деятельность лидера уходит от прямого управления, то есть идет по направлению от учителя к супервайзеру (человеку, следящему за порядком и качеством осуществления работы, а не непосредственно управляющим). В идеальной ситуации лидер передает группе свои знания, ценности и взгляды, и группа идет за ним, вовремя и качественно выполняя все, что от нее требуется, без дополнительного менеджмента. Но такое идеальное лидерство становится невозможным, если лидер находится далеко от своей группы. Без лидера она занимается саморазрушением и не может себя организовывать и контролировать, поэтому харизматик всегда должен быть неподалеку, хоть и в роли супервайзера.

Помимо обладания всеми этими качествами, лидер должен внушать надежду и уверенность, которая базируется на положительных трендах краткосрочного прошлого. То есть если в недалеком прошлом человек был удачлив, то он внушает уверенность окружающим в том, что и дальше так будет. Также лидер должен предложить группе будущее, которое будет лучше, чем вчера, и еще лучше, чем сегодня. Эта уверенность строится на фактах из прошлого и убедительных гипотезах о будущем. Кроме предоставления привлекательных гипотез о завтрашнем дне, лидер должен знать, как туда добраться, иметь четкий план и вести по нему свою группу. Интересно, что лидер реализует свою цель, достичь которой в одиночку было нереально, а группа поддается его влиянию и помогает в этом, даже не подозревая, что работает на чужую идею. Отсюда Радислав Гандапас вывел еще один важный принцип – лидер должен убедить группу, что все это они делают для себя, а не для кого-то.

Собрав все эти детали воедино, мы опять же харизматика не получим, потому что харизма – вещь ситуативная и непредсказуемая. «Обычный серый менеджер, поехав с девушкой в Турцию и нарвавшись на обман турфирмы, которая обещала шикарный пятизвездочный отель на берегу моря, а собирается поселить их черт знает где, может устроить бунт! Он поднимет восстание в туристическом автобусе, возьмет гида в заложники и заставит водителя отвезти их в представительство турфирмы, где под его натиском людей поселят туда, куда обещали. В итоге без этого менеджера не будет обходиться ни одна попойка в отеле и все будут спрашивать у него совета. В этой ситуации он невероятно харизматичен, но, когда он вернется домой, в свой офис, он снова станет серым забитым менеджером», – пояснил г-н Гандапас.

Последним рассмотренным на встрече вопросом стала женская харизматичность, а именно может ли женщина обладать этим качеством. Ответом на вопрос стал довольно объемный список женщин, которых участники встречи посчитали харизматичными. Среди них звучали мена Жанны Д’Арк, Маргарет Тетчер, Ксении Собчак, Индиры Ганди и многих других. Всех названных женщин объединяет один компонент – жесткий «мужской» характер, мужская линия поведения. «Таким женщинам свойственна активная позиция, нежелание добиваться чего-то демонстрацией своей слабости и симпатичности и в целом жесткий, воинственный настрой», – говорит Радислав Гандапас.

Закончилась встреча вручением Радиславу Гандапасу подарка от SPb CIO Club. Подарок был упакован на совесть – несколько минут аудитория с любопытством наблюдала за процессом снятия упаковки и гадала, что же там. Подарком оказалась клюшка для гольфа под № 7, которой Радислав был очень рад: «Я очень люблю играть в гольф и именно с «семеркой», как и большинство гольфистов, провожу 95 % игрового времени. Таких клюшек у игрока должно быть несколько, поэтому ваш подарок пришелся весьма кстати». В комплекте с клюшкой г-ну Гандапасу подарили набор мячей для гольфа с логотипом CIO Club.



Радислав Гандапас радуется подаренной клюшке для гольфа
Радислав Гандапас радуется подаренной клюшке для гольфа

Рубрики: Маркетинг, Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: ИТ-директор, CIO, SPb CIO Club, CIO Club, клуб ИТ-директоров