Апрельские сотовые подключения: петербургская весна в разгаре

Как и предполагали участники рынка, середина весны принесла сотовому рынку России и Петербурга оживление. Причем оно ознаменовалось, кроме всего прочего, повышением маркетинговой активности операторов и дилеров – как на федеральном, так и на местном рынках.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в апреле 2006 г. достигло 134,7 млн (увеличившись на 2,34 млн с марта 2006 г.). Прирост в марте составил 2,1 млн абонентов. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в апреле до 92,8 % - рост составил 1,6 % по сравнению с мартом 2006 г., в то время как в марте рост составил 1,7 %, а в феврале был равен 1 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец апреля составил 24,055 млн и 7,786 млн пользователей соответственно (в прошлом месяце - 23,663 млн и 7,745 млн), а проникновение составило 141,6 % (Москва) и 122,8 % (Петербург) (показатели марта - 139,3 % и 122,2 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 392 тыс., а в Петербурге - 41 тыс. пользователей. Оба эти показателя заметно ниже результатов прошлого месяца (462 тыс. и 82 тыс. соответственно) – это объясняется, по всей видимости, отрицательным приростом абонентских баз в результате оттока «некачественных» абонентов.

В апреле чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: операторы, не входящие в «большую тройку», впервые за очень длительное время получили наибольшую долю новых «чистых» абонентов, которая равна 35,9 %. На втором месте идут МТС – им удалось приобрести 24,8 %. «ВымпелКому» достались 22 % новых абонентов, «МегаФону» - 17,3 %.

В итоге к концу апреля абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting): МТС – 46,348 млн, «ВымпелКом» - 45,373 млн, «МегаФон» - 24,737 млн. Рынок России в апреле оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,4 % (уменьшение доли по сравнению с февралем на 0,3 %), «ВымпелКом» контролирует 33,7 % (уменьшение доли на 0,2 %), «МегаФон» занимает 18,4 % (увеличив свою долю на 0,1 %), остальные операторы владеют 13,5 % (улучшение на 0,4 %).

В Петербурге в апреле чистый прирост абонентской базы составил 41 тыс. пользователей, и безусловным лидером здесь стал «ВымпелКом», которому удалось привлечь 62,9 % новых абонентов, «МегаФон Северо-Запад» получил 19 %, «Скай Линк» - 10,9 %, а «Теле2» привлек 7,2 % новых абонентов. По данным аналитиков AC&M Consulting, МТС показали в Петербурге отрицательный прирост за апрель.

Доли петербургского рынка в результате распределились в апреле так: «МегаФон» занимает 37,1 % (изменения мартовского показателя не произошло), МТС владеет 32,2 % (потеря 0,5 %), «Билайн» - 22,5 % (увеличение доли на 0,4 % рынка), «Теле2» – 6 % (приобретение 0,1 %), «Скай Линк» - 2,2 % (без изменений).

Количество проданных контрактов операторов по Петербургу и Ленобласти в апреле составляет примерно 200 тыс. стартовых пакетов, что на 15 тыс. больше, чем в марте. Отметим, примерно такая же динамика роста по сравнению с февралем наблюдалась и в прошлом месяце. По данным независимых наблюдателей, доли операторов в общем объеме новых подключений разделились следующим образом: «Билайн» получил примерно 58 тыс. новых абонентов, «Теле2» – около 54 тыс., «МегаФон» - 43 тыс., МТС – 36 тыс., а «Скай Линк» - примерно 3,8 тыс. новых подписчиков.

На первом месте среди дилеров по итогам апреля (по данным экспертов рынка) находится «Евросеть» с 42,3 тыс. проданных контрактов. На втором месте – сеть «Ультра» с 38,5 тыс. подключений. «Связной» смог реализовать 34,5 тыс. контрактов, «Диксис» - 26,9 тыс. «Телефорум» показал уровень продаж в 26,5 тыс., а «Цифроград» - 18,5 тыс.

Подключения в расчете на 1 салон в апреле составили: «Ультра» - 464 контракта (сеть насчитывает 83 салона в городе и области), «Связной» - 401 подключение (86 салонов), «Телефорум» - 364 проданных стартовых пакета (72 салона), «Евросеть» - 268 контрактов (158 салонов) и «Диксис» - 178 подключений (100 салонов). «Очевидно, что «Евросеть» занимает первое место в Петербурге только благодаря тому, что число ее салонов почти в 2 раза превышает число салонов других сетей», - так прокомментировал результат апреля один из игроков дилерского рынка.

Маркетинговая активность операторов и дилеров в апреле находилась на высоком уровне. Так, «Мобильные ТелеСистемы» начали в апреле федеральную акцию «Безлимитные выходные», в рамках которой в течение ближайших после подключения услуги субботы и воскресенья абоненты смогут совершать бесплатные звонки в неограниченном количестве на номера как мобильных операторов, так и на телефоны операторов фиксированной связи своего региона (см. выпуск новостей от 14 апреля 2006 г.).

Также у МТС прошел ряд акций с дилерами. Среди них – «Безлимитные выходные за $0» в сети «Диксис». В рамках этой акции при подключении к МТС абонент мог получить бесплатно «Безлимитные выходные», а при активации карты оплаты в $5 – продлить сервис на следующий уикенд. В «Цифрограде» при подключении к МТС в апреле абонент получал бесплатную активацию услуги «Гудок». В салонах «Бета Линк» и «Нофелет» абонент получал 3 купона, которые давали возможность в течение 180 дней совершить платежи или приобрести КЭО (карты экспресс-оплаты) со скидкой 20 %. Наконец, в сетях «Диксис», «Телефорум» и «Ультра» новые клиенты оператора получали в подарок кружку, а в сети «Элиен» - футболку. В ряде других дилерских сетей при подключении к МТС или активации услуги «Гудок» также предлагался подарок.

Ряд инициатив провел и «МегаФон». Так, в апреле "МегаФон Северо-Запад" предоставил новое вознаграждение в рамках программы "МегаФон-Бонус". С 1 по 30 апреля в рамках программы наряду с такими вознаграждениями, как "пакет бесплатных SMS", "сутки", "выходные" и "месяц" бесплатной связи абоненты могли воспользоваться вознаграждением "30 бесплатных минут". Также "МегаФон Северо-Запад" объявил о снижении с 1 апреля 2006 г. абонентской платы на безлимитном тарифном плане "Люкс" с федеральной нумерацией до 1999 рублей для абонентов Петербурга и Ленинградской области. В середине апреля оператор объявил о снятии ограничений на сроки подключения группы тарифных опций "PRO.Актив", которая позволяет в два раза снизить затраты на дополнительные услуги от "МегаФон PRO".

«Билайн» с 10 апреля запустил в Петербурге и Москве тарифный модификатор «Столица на связи» для корпоративных клиентов кредитной системы расчетов. В рамках услуги «Столица на связи» цена минуты разговора во внутрисетевом роуминге в Москве и Московской области для абонентов Петербурга и в Петербурге и Ленинградской области для абонентов Московского региона снижается в два раза. Кроме того, льготные тарифы на внутрисетевой роуминг для клиентов, подключивших услугу, действуют также на автомагистрали, соединяющей две столицы (федеральная трасса Е105), и на Октябрьской железной дороге в направлении Москва - Петербург. Одновременно петербургский филиал инициировал акцию по стимулированию новых подключений, которая подразумевает начисление абоненту бесплатных минут в течение первых 4 месяцев пользования связью. В ее рамках все новые клиенты оператора, подключившиеся к тарифным планам «Билайн» с предоплатной системой расчетов с 10 по 30 апреля 2006 года, получают в подарок 120 минут (см. выпуск новостей от 11 апреля 2006 г.).

21 апреля "Билайн" запустил на территории действия своей сети, включая Петербург, первый рублевый тариф. Он позиционируется как первый и самый массовый тариф в новой линейке предложений компании, которая будет представлена в национальной валюте. Другие отличительные особенности «Проще говоря» - единая цена исходящих звонков, бесплатные входящие с городской телефонной сети и отмена абонплаты на услуги мобильной передачи данных GPRS и WAP (см. выпуск новостей от 21 апреля 2006 г.).

«В целом в апреле наблюдалась положительная динамика по подключениям. Абоненты проявляли интерес как к новому рублевому тарифному плану "Проще говоря", так и к новой услуге в области», - комментируют представители пресс-службы «Билайн».

В ряде дилерских салонов («Телефорум», «Диксис» и др.) в апреле также проходила продленная до июня акция «SMS на целый год!» от «Билайн» - в ее рамках первое SMS каждый день в течение года не тарифицируется. В акции участвуют тарифы с федеральной нумерацией "Зажигай", "Твое время", "Твое время ночь" (тарификация с 61-й секунды), "Простые вещи". В сети «Диксис» в конце апреля стартовала акция, в рамках которой при подключении к тарифу семейства «Лайт» оператора «МегаФон» за 199 рублей абонент получал $10 на счет.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: