Основной темой первого дня форума стал масштабный диалог специалистов на тему наиболее допустимого и оптимального развития российского телекома в будущем. Диалог проходил в формате пленарной сессии, в которой приняли участие восемь топ-менеджеров компаний, работающих на отраслевом рынке. Кроме того, некоторые затронутые темы вызывали живую реакцию зала, и экспертам пришлось ответить на ряд дополнительных вопросов.
Вопрос о том, как можно уметь выживать и зарабатывать в условиях жесткой конкуренции, рассмотрел в своем выступлении заместитель директора макрорегионального филиала «Ростелеком Северо Запад» и коммерческий директор ОАО «Ростелеком» Сергей Попов. По его словам, голосовые услуги определяют основной объем доходов российских операторов связи, но не имеют потенциала роста. С другой стороны, не особо прибыльные сервисы передачи данных и выхода в Интернет, имеют весь необходимый потенциал для стремительного роста. Голосовой трафик, по словам г-на Попова, продолжает мигрировать в IP, так как пользователи стремятся удешевить передачу голоса на расстоянии. Тем не менее, взрывной рост трафика данных связан не с передачей голоса, а с ростом потребления «тяжелого» контента – а именно видеозаписей, как правило, - размещенных онлайн.
Г-н Попов отметил, что пользователь становится все более мобильным, соответственно, происходит ускоренное развитие беспроводных сетей передачи данных, что требует конкретных изменений и наращивания инфраструктуры. Основным же трендом эксперт назвал то, что операторы стремятся модернизировать проводную и беспроводную инфраструктуру, результатом чего является создание единой конвергентной сети, удобной как в обслуживании, так и в эксплуатации.
Директор филиала «МТС – Северо-Запад» Кирилл Дмитриев подтвердил довод о том, что конвергентные предложения, возникающие путем слияния фиксированных и мобильных операторов, становятся существенным трендом, а также пояснил, что несет с собой тотальный переход пользователей на смартфоны. По его словам, смартфоны, обладающие большинством функций персонального компьютера, постепенно снижают долю фиксированной связи в сторону мобильной, что в свою очередь способствует стремительному росту доходов от мобильного интернета по сравнению с доходами от традиционных мобильных услуг. Кроме того, г-н Дмитриев определил направление передачи данных М2М как одно из наиболее преспективных для получения дополнительных доходов телекома будущего.
Прогноз объема рынка телекома. Источник: ОАО «Ростелеком»
Доклад, в котором во главе угла оказался рядовой потребитель телеком-услуг – абонент, представила директор по продвижению продуктов МТТ Ирина Зайцева. По ее словам, частой ошибкой оператора связи является суждение, что понятия «абонент» и «целевая аудитория» совпадают либо являются синонимичными.Г-жа Зайцева пояснила, что не стоит строить концепцию продвижения и развития продукта, опираясь только на данные об абонентах, так как это часто приводит к замыканию оператора на узком видении своей целевой аудитории, неумении грамотно внедрять новые услуги, пользующиеся популярностью у существующих пользователей и способные привлечь новых. Исследование, из которого были получены такие данные, касалось mobile VoIP, из которого также следовало, что привычки пользователей стремительно меняются, но все-таки во многом следуют модели унификации общения, - выбирают те сервисы и услуги, которые уже стали популярными у большинства их друзей. Так, например, пользователи Android, находясь в большинстве, во многом косвенно влияют на развитие других мобильных ОС.
Как также отметила г-жа Зайцева, VoIP-сегмент будет стремительно расти не только из-за относительной дешевизны услуг, но и роста Wi-Fi точек, число которых к 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет более, чем на 350 %.
Далее, как следовало из доклада руководителя службы развития сети Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Сергея Радченко, мобильные операторы принимают участие в совместных проектах – там, где видят общую выгоду.
Так, по мнению специалистов из ОАО «Ростелеком» будет меняться
и развиваться структура телекоммуникационного рынка
Самый простой пример таких проектов – это размещение оборудования на общих базовых станций, строительство которых происходит либо с разрешения строительной компании (если речь идет о новостройках), либо районной администрации (например, если базовые станции размещаются на зданиях школ или больниц). В этих случаях операторы могут экономить на подключении к электросетям (т.к. питаются от «приютивших» их зданий). Также происходит экономия на строительно-монтажных работах, расходы на которых операторы делят друг с другом, как правило – по заранее оговоренным схемам.
В условиях плотной застройки возникает проблема размещения базовых станций.
Часто конкурирующим операторам приходится решать эту проблему совместными усилиями
Далее г-н Радченко коснулся такой обсуждаемой темы, как ликвидация «воздушек», которая тянет за собой появление монополии на прокладывание кабелей по канализации, что автоматически создает проблемы для «альтернативных операторов», желающих делать бизнес только своими силами и по собственным ноу-хау. Основным вопросом, который поставил Сергей Радченко, стала роль государства в организации новой инфраструктуры для мобильной и фиксированной связи: будет ли этот процесс полностью подконтрольным «свыше», либо определенная свобода действий в данном направлении будет предоставлена игрокам рынка телекома?
Использование ЦОД – еще один способ организации совместной инфраструктуры для нужд оператора связи
Коммерческий директор ЗАО «Оранж Систем груп» Дмитрий Зуев рассказал о системе OSS Equipment Manager, способной облегчить жизнь как техническому департаменту, так и финансовому блоку оператора связи. Основная функция данной системы – быстрый поиск ошибок, которые потенциально могут возникнуть на сети, с целью сохранения непрерывности бизнеса. По словам г-на Зуева, получение подрядчиками актуальных данных о существующих кабельных трассах сможет хорошо скоординировать их действия и заметно уменьшить время ликвидации кабельной аварии. Кроме того, актуальная информация о состоянии сети позволит заметно сократить расходы и по другим критериям: например, функция «онлайн инвентаризация» позволит в кратчайшие сроки создать отчет для инвестора. В целом же OSS Equipment Manager позволяет сократить срок оборачиваемости капитальных вложений, как, в общем, и любой другой инновационный продукт, призванный не только повысить эффективность работы, но и сократить расходы.
В целом участники пленарной сессии пришли к выводу, что несмотря на заметные изменения в телекоме, отрасль продолжит успешное развитие, чему способствует не только внедрение новых решений, но и сами принципы «облагораживания» телекома: например, уход «воздушек» в прошлое, сокращение числа «конкурирующих БС», размещенных рядом друг с другом и занимающих больше пространства, чем это необходимо, или конвергентное объединение мобильной и фиксированной инфраструктуры.
Продолжение следует.
Следите за публикациями на нашем сайте.