Глава «Юлмарта» раскрыл историю компании

Генеральный директор кибермаркета «Юлмарт» Сергей Федоринов рассказал об истории компании и подвел итоги ее деятельности за пять лет. Он подробно осветил этапы развития сети, а также поделился некоторыми планами по дальнейшему будущему «Юлмарта».

1-го июля «Юлмарту» исполнилось пять лет. Генеральный директор компании Сергей Федоринов выступил со своеобразным мини-отчётом о развитии сети. «Я в первый раз системно подвожу итоги», - заметил он. Выступление генерального директора «Юлмарта» состоялось в рамках встречи делового клуба «Молодой шеф» в Петербурге, где молодые предприниматели могут встретиться с уже состоявшимися бизнесменами – владельцами, генеральными директорами крупных компаний. 

До того как заняться розничными продажами, Сергей Федоринов руководил компанией «Комбриг», занимавшейся дистрибуцией техники Samsung. Среди клиентов «Комбриг» был ритейлер Ultra Electronics, пришедший в Санкт-Петербург из Москвы (см., например, материал Настырная Ultra Electronics идет на Северо-Запад от 17 октября 2006 г.), он занималcя мультиформатной торговлей, ориентируясь на мелкооптовый рынок. В 2008 году Ultra Electronics обанкротилась, её долг «Комбригу» составил более $1 млн. Сергей Федоринов, не только руководивший «Комбригом», но и бывший его совладельцем, обдумывал варианты решения проблемы. Так как до этого он долгое время работал ИТ-директором, то обратил внимание на программное обеспечение, использовавшееся в Ultra Electronics. Он изъявил желание его приобрести и, попытавшись получить консультацию по эксплуатации, отправился в еще действующий магазин Ultra. Пообщавшись с сотрудниками, у него появилась мысль открыть собственный розничный бизнес.


Генеральный директор компании «Юлмарт» Сергей Федоринов 

И уже 1 июля 2008 года был открыт первый магазин «Юлмарт» на Кондратьевском пр., 15. Сооснователем компании стал Алексей Никитин. Федоринов и Никитин сделали ставку на уникальный гибридный формат ритейла: витрина с товарами в электронном виде, клиенты выбирают технику на сайте или с помощью терминала, установленного в торговом зале. Получить же покупку можно непосредственно в кибермаркете или в пункте выдачи, либо оформить доставку на дом. Название было придумано по аналогии с названием крупнейшей сети магазинов Walmart. Сергей Федоринов говорит, что первый год оказался для новой компании годом выживания, но, благодаря лояльной петербургской аудитории, итоги были удачными. Тогда «Юлмарт» занимался почти исключительно компьютерной техникой, реализуя небольшое количество электроники. Бытовой техники в ассортименте не было совсем.


В 2009 году дали о себе знать кризисные события, стагнация спроса и общесистемные проблемы российской экономики. «Я прекрасно понимал, что у меня нет пути на назад, уповать не на кого», - вспоминает глава «Юлмарта». По его мнению, в момент когда у человека нет возможности расслабиться, возникает поток креативных мыслей. Именно в тот год были рождены несколько идей, часть из которых живет и развивается по сей день.

Первая идея была неудачной — в «Юлмарте» была внедрена программа коллективной ответственности. Федоринов предложил 30%-е снижение зарплаты сотрудникам, что должно было компенсироваться позже с ростом компании. Однако это привело к тому что персонал начал уходить. Другая, уже более удачная идея — казаться дешёвым. Это означало не просто снизить цены, а снизить цены на те основные позиции, по которым компанию сравнивают с конкурентами. Тогда как на остальные товары цены было решено приподнять, а также выстраивать цепочки из сопутствующих товаров, средняя маржинальность которых 20 % (вообще же сейчас средняя маржинальность компании — 10-11 %).



Тогда же была запущена акция «Вау, гречка!» или «Ударим крупой и консервами по мировому финансовому кризису!» В каталог сети тогда ввели гречу, тушенку, сухарики, вина. Федоринов говорит, что с точки зрения экономической выгоды «Юлмарт» ничего не выиграл, однако акция оказалась очень успешной с точки зрения ПР и общественного резонанса. Так, значительно увеличилась посещаемость сайта и продвинулась популярность формата. Кроме того, в 2009 году был открыт первый «Юлмарт outpost» (аутпост - пункт выдачи). «Для многих в Петербурге «Юлмарт» это не магазин, а сайт и аутпост около дома», - отмечает Сергей Федоринов.

Компания росла быстро, к 2010 году магазин-склад на Кондратьевском уже не справлялся с нагрузкой. Был открыт новый центральный магазин-склад на Благодатной, 50. Тогда же были введены стандарты сети аутпостов и запущена большая их часть. За 2010-2011 годы открылись почти все аутпосты, что к настоящему моменту присутствуют в Санкт-Петербурге. Сейчас в компании, по словам Федоринова, сильная девелоперская составляющая. Так, с опережением графика на 1,5 месяца идет строительство магазина на Богатырском проспекте. Каждый рабочий день строителей расписан. Проект находится на финишной стадии, открытие двухэтажного магазина площадью около 6 тыс кв метров состоится в августе этого года.

В 2011 году компания становится федеральной сетью. За год открыто 6 кибермаркетов в разных городах. Тогда же Федоринов активно занимался отлаживанием внутренних процессов управления, была внедрена ERP-система SAP. Генеральный директор «Юлмарта» называет три причины по которым расстается с сотрудниками: воровство, саботаж и отсутствие внутреннего старания. «Старание — это когда человек принял для себя цель и делает все чтобы к ней прийти», - объясняет Федоринов. Он считает, что бесталанных людей нет, всем даны относительно равные возможности. Людей отличает внутреннее отношение к цели. «Как захотеть, как создать эту энергетику внутреннего лидерства — вот это большой философский вопрос», - замечает он, добавляя, что для него во главе угла находится не бизнес-модель или какая-то технология, а то или иное отношение, стремление, воля.



В 2012 году был расширен ассортимент — появилась крупная бытовая техника, детский сегмент. Сеть пополнилась 16-ю новыми магазинами. Также дизайн сайта был переработан под массового пользователя. Оборот компании составил 24,5 млрд рублей, что в два раза выше чем в 2011 году. «Мы собираемся продолжать сохранить такую динамику развития», - обещает Сергей Федоринов.

В настоящее время у «Юлмарта» открыты 28 кибермаркетов и более 130 точек заказа и выдачи товаров Юлмарт Outpost в более чем 60 городах страны. В компании работает более 4,5 тыс. сотрудников.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: компьютерные магазины, магазин компьютерной техники, Юлмарт