До недавнего времени практически в каждом регионе присутствия у «Северо-Западного Телекома» («СЗТ») существовал отдельный бренд для услуги доступа в Интернет без предоплаты. В Петербурге это был «Интернет в кредит», в Великом Новгороде услуга продавалась под лозунгом «Интернет в кредит – проще простого», в Вологде - «Доступный Интернет», а в Коми – «Свободный Интернет». В 2004 году компания «СЗТ» начала работу над двумя едиными брендами для коммутируемого и широкополосного ADSL-доступа к сети, которые в дальнейшем были представлены пользователям как «Аванс» (см. выпуск новостей от 16 января 2006 г.) и «Авангард» (см. выпуск новостей от 16 февраля 2006 г.). Кроме бренда едиными стали тарифная сетка, рекламные материалы и маркетинговые акции.
В Петербурге запуск услуги «Интернет в кредит» произошел еще в 1998 году, и с тех пор она также претерпела значительные изменения. Так с 2002-2003 годов сервис стал доступен не по одному номеру доступа, а посредством серии номеров ХХХ-72-72 (помимо 372 это также 595, 443, 704, 748, 572). Сегодня модемный пул, обслуживающий услугу «Интернет в кредит», насчитывает около 4,7 тыс. линий.
Услугой «Аванс» («@ванс») может воспользоваться любой абонент компании, необходимым условием является только подключение к сети и компьютер, оснащенный модемом. Кроме того, оператор предлагает своим абонентам коммутируемый доступ по интернет-картам. В общих доходах от коммутируемого доступа в Интернет доля доходов от «Интернет в кредит» составляет порядка 75 % по «СЗТ» в целом, а по «Петербургской телефонной сети» эта цифра достигает 99 %. Очевидно, что обладая собственной телефонной сетью, «СЗТ» никогда не имел серьезных конкурентов в сегменте dial-up.
Вчера, 1 августа 2006 года, «СЗТ» ввел изменения в тарификацию услуги «Аванс». Теперь ее стоимость будет приравнена к стоимости доступа в сеть по картам и по договорам: ранее «Аванс» обходился абонентам в среднем на 15 % дороже. Для «Аванса» действовал базовый тариф, распространяющийся на номера с префиксами 443, 572, 595, 704, 748. Минимальная стоимость услуг коммутируемого доступа компании оставалась на уровне 0,09 рубля за минуту (5,4 рубля за час), максимальная – 0,48 (28,8 рубля за час). С введением новых тарифов в ряде регионов изменятся также временные тарифные интервалы: после отмены «заградительных» вечерних тарифов вводятся два основных – дневной и ночной. Ночной тариф теперь начинается после 20 часов и заканчивается не ранее 8 утра следующего дня.
Тарифная сетка разделится на три условных региона: север (Архангельская, Мурманская области и Карелия), центр (Вологодская, Псковская, Новгородская и Ленинградская области) и отдельно Петербург. В группе северных областей стоимость коммутируемого доступа составит 0,46 рублей за минуту (27,6 рубля за час) днем и 0,38 рублей за минуту (22,8 рубля за час) ночью. Тарифы в центральной части региона будут несколько ниже: 0,38 рублей за минуту (22,8 рубля за час) днем и 0,32 рублей за минуту (19,2 рубля за час) ночью. Максимальная разница между стоимостью дневного и ночного доступа предложена Петербургским пользователям: 0,45 рублей за минуту (27 рублей за час) и 0,27 рублей за минуту (16,2 рубля за час) соответственно.
До «СЗТ» большинство игроков петербургского рынка коммутируемого доступа уже внесло изменения в свои тарифные сетки. Напомним, что изменения стоимости услуг dial-up были вызваны введением взаимных расчетов между операторами связи за инициирование вызова. В этом году начало действовать новое законодательство, и одним из его главных принципов является правило «платит звонящий». Это в корне изменило правила взаиморасчетов между операторами: вместо аренды ресурсов друг у друга телефонные компании будут оплачивать своим партнерам услуги (или получать за это деньги), включая инициацию звонка, транзит трафика и терминацию (завершение) звонка. В итоге сложилась ситуация, когда интернет-провайдерам необходимо оплачивать минуту соединения своих абонентов с операторской компанией, из чьей сети осуществляется звонок – напомним, что в Петербурге основной владелец телефонных ресурсов – «Северо-Западный Телеком» (см. выпуск новостей от 13 июня 2006 г.).
В начале июля «Северо-Западный Телеком» поменял порядок расчетов с присоединенными провайдерами (см. выпуск новостей от 4 июля 2006 г.).На эту ситуацию рынок отреагировал резким повышением цен на коммутируемый доступ, которые фактически вернулись на уровень начала его развития в 1996 - 1997 годах.
Примечателен тот факт, что согласно новым тарифам «Аванса» в Петербурге ночной доступ оценен в 0,23 рубля за минуту (без учета НДС), что ниже того предложения, которое «СЗТ» сделал провайдерам: оно составило 0,25 рубля без НДС вне зависимости от количества транзитных узлов. В инициативе «СЗТ» по пересмотру цен видится определенный стратегический расчет: компания активно развивает сейчас услуги широкополосного доступа по технологии ADSL. На данный момент оператору удалось подключить около 14 тыс. абонентов, но ему приходится развиваться в условиях активной конкуренции со стороны домашних сетей и кабельных операторов. Поэтому массовый переход бывших абонентов dial-up был бы монополисту на руку. Кроме того, понятно, что даже при высоких расценках на услугу коммутируемого доступа «СЗТ» как владелец собственных ресурсов предлагает наиболее низкие цены.
В новой рыночной ситуации петербургские Интернет-провайдеры постепенно определяются со своей ценовой политикой в области коммутируемого доступа. В течение июля стоимость услуг dial-up в Петербурге выросла в целом в 1,5-2 раза. Часть игроков рынка уже вывела новые тарифы, другие анонсируют их скорое появление (см. выпуск новостей от 26 июля 2006 г.). В частности, по новой тарифной схеме уже работает «Вэб Плас», чьи карты подорожали в среднем в 1,5 раза. Также с июля новые тарифы на услуги сеансового доступа в Интернет ввел провайдер «Петерлинк» и провайдер «РКом», входящий в состав «Петерлинк-Холдинга». Компания «ПетерСтар» еще в конце июня прекратила подключение тарифов доступа без ограничения сеанса связи, а с 9 июля провайдер изменил тарифы по мультикартам «ПетерСтар» и тарифы ночного клуба «Желтая собака». Также новые тарифы ввел оператор «ЛАНК Телеком» - они также действуют с 1 августа этого года, и в данном случае стоимость карт возрастет приблизительно на 45 %.
Так же с 1 августа обновила свои тарифы компания «ВестКолл»: прекращается действие тарифных планов «Элитный» и «Классический» и в силу вступает новый тарифный план на доступ к сети Интернет NeoNet. Еще одним оператором, который намерен в августе ввести новые расценки на коммутируемый доступ, является компания «Комлинк», стоимость карт которой возрастет приблизительно на 45 %. Также до конца лета стоимость своих тарифов планирует в два раза поднять провайдер «Мастер Ай-Ти» (торговая марка «Мастер Связь»).
Игроки петербургского рынка доступа в Интернет расценивают ход «СЗТ» как вполне продуманный и логично связанный с предшествующими изменениями рынка. «Цена на дневной доступ установлена на уровне 27 рублей в час, что соответствует среднему предложению на рынке в настоящее время. В целом это предсказуемый ход: идет перераспределение рынка и «СЗТ» как один из крупнейших игроков, безусловно, будет в нем участвовать», - отметил технический директор «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев.
«В отношении нововведений руководство СЗТ заявило, что компания «переходит на цивилизованные условия предоставления услуг». Так называемые «цивилизованные условия» в данном случае применимы в отношении самого «СЗТ», а не конечных пользователей Интернета. Тарифы на коммутируемый доступ все равно остаются дорогими в сравнении с предложениями, которые действовали на рынке раньше, до введения с 1 июля платы за минуту соединения с модемным пулом. В среднем провайдеры предлагали доступ за единицы рублей в час ночью и в районе 10 рублей в час днем», - прокомментировала нововведения менеджер по рекламе и PR «Петерстар» Алина Карпиченко.
«В июле операторами в сегменте карточного доступа были сформированы основные тарифные тенденции на dial-up в новых условиях. Если сравнивать с ними, «СЗТ» предложил интересный тариф для «ночных» пользователей. Стоимость часа в остальное время суток у этого оператора остается в рамках среднего рыночного предложения по картам. И это логичный шаг. Предоставлять услуги массовым пользователям намного дешевле, чем в среднем по рынку, крайне нерационально, к тому же альтернатив у клиентов немного. В противном же случае демпинг мог бы привести просто к резкой и ненужной нагрузке на оборудование компании. Наконец, в интересах «СЗТ» в сегменте услуг для физических лиц - рост количества ADSL–клиентов, а дешевый коммутируемый доступ этот процесс стимулировать не будет», - резюмирует руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей.