Региональный прирост

На прошлой неделе завершился «Норвеком-2004». Точных цифр пока нет, но, по предварительным оценкам, выставку посетило около 20 тыс. человек. На ней было представлено более 200 компаний, которые разместились в четырех павильонах. Главное – выставка подтвердила, что основной рост телекоммуникационного сектора придется на регионы.

Традиционно большой интерес к «Норвекому» проявляют руководители отрасли. Этот год не стал исключением. Выставку посетили гендиректора «Связьинвеста», «Ростелекома», «Северо-Западного Телекома» (СЗТ), представители Минсвязи и т.д. Правда, уже третий год подряд на «Норвеком» не может приехать руководитель Министерства связи Леонид Рейман. Он побывал здесь виртуально, став участником телемоста Петербург – Калининград — Москва, организованного «Ростелекомом» и посвященного запуску цифровой линии Калининград — Гвардейск — Советск.

Такое VIP-внимание объясняется, в частности, историческими причинами — почти все «большие» связисты страны — выходцы из Петербурга, приложившие немало усилий для раскрутки выставки. «Мы помним «Норвеком» еще небольшим и гонимым, а теперь он стал настоящим событием для отрасли», — отметил на пресс-конференции гендиректор «Связьинвеста» Валерий Яшин. Кроме того, по мнению аналитиков, основной рост связного бизнеса будет происходить в регионах. Это особенно заметно в сфере сотовой связи, но и рынок фиксированных услуг не отстает. «В прошлом году рост нашего регионального бизнеса превысил аналогичные показатели по Москве», — говорит директор по продуктам и услугам московского офиса компании «Эквант» Александр Вронский. Примечательно, что к Петербургу выказал интерес устроитель крупнейшей телекоммуникационной выставки страны «Связь-Экспокомм» — E.J.Krause & Associates Inc.: осенью он намерен провести в Северной столице Expo Comm Wireless Russia, посвященную беспроводным технологиям и услугам.

Зерцало рынка

Нынешняя выставка собрала всех крупных игроков рынка. Четвертый павильон, как обычно, оккупировали «Северо-Западный Телеком» и «Телекоминвест» со своими дочерними компаниями — каждому по этажу. Интересно, что на экспозиции СЗТ появился стенд «Ленсвязи», которая в этом году, наконец-то, должна присоединиться к межрегиональному оператору. На этаже «Телекоминвеста» оказался сотовый оператор «СкайЛинк» — несмотря на то, что акции компании уже некоторое время находятся в руках других владельцев. Основное отличие от прошлых лет — «Норвеком-2004» попытались разделить на две части: «Норвеком open» — для массового пользователя, «Норвеком pro» — для специалистов. Эти экспозиции заняли 2-й и 3-й павильоны. Однако строгого разделения не получилось. На «Норвеком open» присутствовали не только сотовые операторы «Би Лайн GSM» и «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), но и такие компании, как «Межрегиональный Транзит Телеком». В свою очередь, на «Норвеком pro» разместились фирмы, производящие аксессуары для мобильных телефонов.

Еще одно новшество — на выставке появился стенд «Электронной России». Правда, на нем были представлены в основном «Электронная Ленобласть» и почему-то компания «БалтАвтоПоиск», оказывающая услуги слежения за мобильными объектами.

Сотовое поле

Наиболее заметными на выставке – из-за обилия звуковых эффектов и девушек, оказались сотовые операторы. Каждый из них использовал «Норвеком», чтобы объявить о новых услугах и маркетинговых инициативах.

Так, «СкайЛинк» запустил проект — мобильный портал «СкайБизнес» для карманных компьютеров. На нем находятся новости деловой и политической жизни, «Мобильный переводчик», «Мобильная почта» и справочник «Весь Петербург». Кроме того, пользователи «СкайЛинка» могут заказать авиабилеты в Москву, получить оперативную информацию о курсах валют, динамике биржевых котировок. Для создания портала «СкайЛинк» объединил усилия около 10 компаний, специализирующихся на разработке контента и предоставлении интернет-услуг, в частности, «Инфо Софт», «Информ Мобил», iFree.

«МегаФон» вывел на рынок новую торговую марку «МегаФон.Pro», под которой оператор объединил все дополнительные услуги, как существующие, так и находящиеся на стадии разработки. Компания также впервые официально подвела итоги года (правда, без обнародования финансовых результатов) и объявила о роуминге для абонентов пре-пейд тарифов, который будет организован по всей российской сети оператора. Как сообщил коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Николай Деменчук, компания таким образом планирует изменить позиционирование таких тарифов. «Пре-пейд обычно предназначался для низкодоходных абонентов, но по мере ввода дополнительных услуг он становится интересным и для других категорий потребителей», — констатировал он.

МТС основной акцент сделала на продвижение тарифов семейства «ДЖИНС» и дополнительных услуг. В частности, она рекламировала новую игру Air Diving Game, которая организована совместно с радиостанцией «Радио Studio» (пока аналогичных проектов в России нет). Это интерактивная игра — четыре раза в течение дня в эфире звучит специальный ролик. Это сигнал, что абонент МТС может войти в игру, набрав специальный номер доступа. Задача — пройти линейку вопросов, выйти в финал и победить. На выставке все абоненты МТС имели возможность бесплатно попробовать свои силы в игре, а также в интерактивном режиме (на экране и через динамики) следить за действиями участников.

«Би Лайн GSM» объявил о запуске в партнерстве с «Голден Телеком» услуги Fixed-Mobile Convergence (FMC). Для заказчиков FMC создается единая корпоративная сеть, которая объединяет фиксированные и мобильные номера телефонов. Непосредственным продавцом услуги является «Голден Телеком».

Наконец-то стали понятны и намерения петербургских GSM-операторов в отношении Wi-Fi. Напомним, что каждый из них имеет тестовые хот-споты, но планов по развитию таких сетей они не раскрывали. На «Норвекоме» «Би Лайн GSM» и «МегаФон» объявили, что станут использовать хот-споты, принадлежащие компаниям «ПетерСтар» и «Квантум» соответственно. МТС никаких заявлений не делала, но на ее стенде был организован хот-спот. Вторая точка доступа Wi-Fi этого сотового оператора уже несколько месяцев работает в гостинице «Прибалтийская».

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: