«Ростелекому» запретили отдавать долги абонентов коллекторам

Оператор связи не вправе разглашать персональные данные абонентов, в том числе для уступки прав взыскания с них задолженности. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Дело против ОАО «Ростелеком» было возбуждено по жалобе пользователя городского телефона петербуржца П. – должника за услуги связи. Не добившись погашения недоимки, оператор уступил право требования коллекторскому агентству (ООО «Линдорфф»). Сама такая сделка и сумму долга не оспаривалась, но компанию уличили в неправомерном использовании персональных данных – передачи коллектору сведений об абоненте-гражданине, ставших известными в силу исполнения договора об оказании услуг связи. Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербурга наложило на ОАО «Ростелеком» административный штраф.

Не согласившись с вменяемым правонарушением, оператор обратился в арбитражный суд. Юристы компании ссылались на оговорку в законе, позволяющую обработку персональных данных гражданина для исполнения или заключения договора, стороной которого он является. Но служители Фемиды отвергли эти доводы, поскольку в спорном договоре уступки требований коллекторскому агентству абонент (гражданин П.) не является ни стороной, ни выгодоприобретателем, ни поручителем.

В то же время суд пришел к выводу, что надзорный орган ошибочно квалифицировал деяние оператора как нарушение в сфере прав потребителя, поскольку закон предусматривает специальную норму об ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом. Поэтому постановление о наложении административного взыскания было отменено.

В пресс-службе ОАО «Ростелеком» пояснили, что в среднем процесс передачи долгов клиента коллекторскому агентству занимает более полугода.

«С абонентами, имеющими просроченную дебиторскую задолженность, предварительно проводится информационная работа. Он уведомляется о наличии задолженности по телефону, получает ежемесячно уведомления по почте, информируется на бланках счетов. Если указанные меры не дают результата, то взыскание просроченной дебиторской задолженности передается другой компании», – отмечают в ОАО «Ростелеком».

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: Ростелеком