Железные дороги подключают к Интернету

Столичный системный интегратор «УСП КомпьюЛинк» объявил о завершении ряда проектов в ОАО «РЖД» и, в частности, об организации узла подключения сети передачи данных к сети Интернет для «Октябрьской железной дороги». Для этого были произведены поставки оборудования и настроено ПО, которое будет отвечать за безопасность сети. Модернизация сети потребовалась «РЖД» в связи с развитием новых услуг для пассажиров, в том числе и доступа в Интернет. Кроме того, «КомпьюЛинк» оптимизировал обеспечение режима информационной безопасности в подразделениях железной дороги.

ООО «УСП КомпьюЛинк» - московский системный интегратор, компания основана в 1993 году и является основным активом группы компаний «КомпьюЛинк». В эту группу также входят GMCS (компания, занимающаяся внедрением информационных систем управления предприятием), «Аскейт», предлагающая решения и услуги для операторов связи, «Инсофт», основным видом деятельности которой является разработка и сопровождение программного обеспечения, внедрение и обслуживание распределенных вычислительных систем, «Компьюлинк Сервис», предоставляющая услуги по комплексному обслуживанию ИТ-инфраструктуры предприятий, а также представительства в Казахстане и на Украине. По предварительной оценке, оборот группы компаний «КомпьюЛинк» в 2005 году составил $150 млн.

Один из ключевых заказчиков «УСП КомпьюЛинк» - «Российские железные дороги». Как сообщила представитель интегратора Анастасия Громова, очередной этап проекта для ОАО «РЖД» длился порядка 4 месяцев и проходил в Самаре и Петербурге. Как в Самаре (Куйбышевская железная дорога), так и в Северной столице (Октябрьская железная дорога) было реализовано типовое решение – «Разработка и реализация узла подключения сети передачи данных к сети Интернет». Напомним, что не так давно «РЖД» начала предоставлять клиентам доступ к ресурсам Интернет. Октябрьская железная дорога (ОЖД) планомерно подключает эту услугу на фирменных поездах, где в 2006 году появился и ряд других новых сервисов: спутниковая связь, просмотр ТВ-программ и видеофильмов. Так, воспользоваться интернет-купе и получить доступ в глобальную сеть уже могут пассажиры поезда №35/36 «Северная Пальмира» сообщением Петербург – Адлер, фирменного поезда №71/72 «Демидовский экспресс» сообщением Свердловск – Петербург, который введен в эксплуатацию с 20 мая 2006 года, и ряда других поездов.

Интернет-купе, как правило, располагается в штабном вагоне, в нем установлены компьютер, ксерокс, спутниковая связь и игровые приставки. Работа с ПК и компьютерные игры обойдутся желающим в 34 рубля в час. Кроме того, с 4 августа текущего года запущен новый частный состав «Гранд - Экспресс» сообщением Петербург-Москва: здесь пассажирам самых комфортных купе «Гранд де люкс» предлагается выход в Интернет с помощью системы Wi-Fi. Напомним, что обеспечивает железные дороги магистральными каналами связи 100-процентная дочерняя компания ОАО «РЖД» - ЗАО «Компания ТрансТелеКом», также занимающаяся внешней коммерческой деятельностью.

Именно для обеспечения интернет-услуг на Октябрьской железной дороге строится узел доступа, в котором присутствуют межсетевые экраны, разнообразные фильтры контента, система предупреждения вторжений (IPS), антивирусные системы.

В рамках проекта «КомпьюЛинк» организовала поставки техники (коммуникационное оборудование, средства обеспечения режима информационной безопасности и контроля трафика производства Cisco Systems, WatchGuard) и программного обеспечения для подключения локальной дорожной сети к Интернету. Специалистами департамента безопасности интегратора также оказаны консультационные услуги для разработки методики категорирования корпоративной информации ОАО «РЖД». Новая система позволит классифицировать имеющие информационные ресурсы и обеспечивать их защиту.

Также проведена интеграция программного комплекса оценки уровня безопасности «РискМенеджер» в систему мониторинга состояния безопасности информации в ОАО «РЖД». Это позволит центральному департаменту безопасности контролировать обеспечение режима информационной безопасности в подразделениях железной дороги. Отдельный проект реализован по системе продажи билетов АСУ «Экспресс-3». Специалистами «КомпьюЛинка» разработаны предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности и приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов ISO 17799, ISO 17001 .

По словам представителей интеграторской компании, специфика проекта заключается в том, что «РЖД» предъявляет высокие требования в области информационной безопасности. По этой причине, к примеру, вместо одного межсетевого экрана (обычное решение) должно быть включено сразу два, причем разных производителей, таким образом фильтрация информации выполняется на разных уровнях.  Практически все важные элементы системы резервированы. «Совокупность предложенных решений практически исключает успешные попытки проникновения злоумышленников (хакеров) в сеть передачи данных. Кроме того, система фильтрации отсекает «сомнительные» интернет-ресурсы», - сообщила Анастасия Громова.

Сотрудничество «КомпьюЛинк» и «РЖД» будет продолжаться. Сейчас проект, подобный самарскому и петербургскому, реализуется сразу на трех подразделениях «РЖД»: Калининградской, Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах. Кроме того, для девяти российских дорог, где данный проект уже реализован, поставляется дополнительная техника, в частности, межсетевые экраны FireBox для обеспечения горячего резервирования. Всего, напомним, в состав ОАО «РЖД» входит 17 железных дорог.

Последним проектом «ОЖД» в области использования возможностей Интернета стало введение в эксплуатацию новой услуги - прием и оформление заказов на железнодорожные билеты для пассажиров через веб-сайт Express.orw.ru (см. выпуск новостей от 25 июля 2005 г.). Этот сайт стал первой лицензированной интернет-площадкой на Северо-Западе для продажи билетов со стороны ОЖД. Исполнителем заказа выступила петербургская компания «Амтэл».

Среди других недавних ИТ-проектов – внедрение в конце прошлого года компанией «Амтэл» для «ОЖД» нового для российского рынка продукта компании Lucent – Vital Suite – ПО контроля за работой сети и приложений (см. выпуск новостей от 12 октября 2005 г.). Решение Vital Suite позволяет понять, что происходит в данный момент времени в сети, вычленить проблемные участки и обеспечить контроль качества предоставляемых услуг конечному пользователю. Из других последних проектов железной дороги в области ИТ – установка единой корпоративной автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами (ЕК АСУФР, см. выпуск новостей от 9 августа 2005 г.). Проект был выполнен компанией «ТехноСерв А/С».

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Оборудование, Финансы