Комитет по транспорту Санкт-Петербурга заключил с управлением по транспорту Ленинградской области отраслевое соглашение, которое касается использования единого электронного билета, предоставляющего право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы (билет "Подорожник") на областных маршрутах. Ранее расплачиваться картой "Подорожник" можно было только на городском транспорте. С мая 2018 года эта система оплаты была введена на двух автобусных маршрутах "Микрорайон Кудрово — м. Дыбенко". Пилотный проект был признан успешным, за это время было совершено 830 тыс. поездок с применением карты "Подорожник", что под конец эксперимента составило больше 6 тыс. поездок в день — от 2,5 тыс. поездок в начале "пилота" до 6,8 тыс. ежедневных поездок в октябре 2018 года.
Как сообщили в пресс-службе комитета по транспорту Санкт-Петербурга, сейчас зона действия билета "Подорожник" будет поэтапно распространяться и на областные автобусные маршруты по мере технической готовности перевозчиков. Это также предусмотрено соглашением, подписанным губернатором Санкт-Петербурга и губернатором Ленинградской области 2 октября 2018 года.
В областном управлении по транспорту поясняют, что в ближайшее время перевозчики, работающие на направлениях "город — область", должны закупить валидаторы, необходимые для применения карты "Подорожник", или подключить возможность оплаты этого проездного к действующей системе, которая уже установлена на социальных маршрутах.
"Один валидатор сейчас стоит примерно 25-30 тыс. рублей, не думаю, что у перевозчиков возникнут проблемы с их закупкой. Тем более эти расходы оправдают себя в будущем, когда возможность оплатить проезд картой "Подорожник" привлечет больше пассажиров. Ведь электронными деньгами пользоваться намного удобнее, чем искать мелочь и так далее. Что пассажиры выбирают электронный способ оплаты, доказал эксперимент в Кудрово",— рассказал корреспонденту "Ъ" исполняющий обязанности начальника управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
По его словам, во введении "Подорожника" также заинтересованы сами перевозчики, так как установка валидаторов и электронная наличность избавляют водителей от обязанности тратить время на отсчет сдачи, от контроля поступающих денег, а также оставляют мало шансов на обман работодателя.
"Распространение "Подорожника" на область мы также расцениваем как шаг в борьбе с нелегальными перевозчиками. Мы уже ввели новые комфортабельные автобусы в том же Кудрово, чтобы пассажиры выбирали официальные маршруты. А теперь удобство оплаты картой будет практически на всех автобусах, связывающих область и город. Введение возможности оплаты безналичного расчета на межмуниципальных перевозках мы решили отложить на более поздний срок. К примеру, "Подорожник" нужно активировать и пополнять в кассах, расположенных в метрополитене, поэтому эта система пока там неактуальна",— добавил господин Присяжнюк.
Всего в Ленинградской области сейчас действует около 800 официальных маршрутов, на которых работает примерно 60 автотранспортных предприятий. По оценкам аналитиков, доля теневого сектора в пассажирских перевозках составляет до 10%, а это сотни миллионов рублей в год.
Эксперт МОО "Город и транспорт" Владимир Валдин считает, что применение "Подорожника" на региональных маршрутах вряд ли поможет в борьбе с рынком нелегальных пассажирских перевозок, который сейчас сложился на популярных направлениях: Тихвин, Кингисепп, Кудрово, Лодейное Поле и так далее.
"Потребитель выбирает маршрут, где дешевле, а не где комфортнее или где есть возможность оплатить проезд картой. Если нелегал предлагает цену проезда на несколько рублей меньше, то выбор у человека будет в сторону его услуг,— полагает Владимир Валдин.— Если бы оплата "Подорожником" предполагала бы скидки, тогда пассажиропоток на таких маршрутах увеличился бы".
По мнению эксперта, проблему с засильем нелегальных маршруток, которые сейчас дежурят на остановках у метро и в других популярных точках, решил бы интегрированный тариф.
"Считаю, что властям нужно задуматься над его разработкой. Этот тариф должен быть стимулирующим: то есть человек должен понимать, что проехать на автобусе до нужной ему точки будет дешевле, чем на своем личном автомобиле. И не обязательно приравнивать километраж к стоимости проезда. Применение подобной схемы у нелегала невозможно, а в рамках единой транспортной системы — вполне. Тогда бы эта мера позволила бы официальным перевозчикам доказать свое преимущество перед теневым пассажирским рынком",— заключает господин Валдин.
Анна Чистякова