Законопроект, который призван помочь пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и людям, чей доход ниже прожиточного минимума, будет рассмотрен в ноябре.
Сейчас в салонах сотовой связи и терминалах с нас могут запросить любую комиссию. Это приводит к тому, что в аэропортах и на железнодорожных вокзалах такие сборы взлетают выше 10 процентов, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Но бывает и наоборот - в терминалах шаговой доступности, к примеру, в продуктовом магазине, комиссии может и вовсе не быть.
Мы всегда ищем место подешевле. Но бывает, что надо срочно положить деньги на мобильный, и здесь многих не остановит высокий процент.
По данным ВЦИОМ, только десятая часть россиян возмущается заоблачной комиссией. Чуть больший процент приходится на тех, кто просто не может найти терминал. Так поможет ли идея депутатов увеличить число таких купюроприемников?
Ответ, к сожалению, вряд ли обрадует плательщиков. Тут следует пойти иным путем, уверен Петр Шелищ. Например, чтобы проценты агенту перечислял не тот, кто платит за коммуналку, а тот, кто этот платеж получает. Большинство чеков в корзине у терминала - за сотовую связь. Вот на операторов и надо перенести эту нагрузку.
"Мне кажется, что это лучший вариант, потому что, с одной стороны, получатели платежей заинтересованы в терминалах, они таким образом улучшают отношения с клиентами. С другой стороны, мобильные операторы в состоянии "дожать" терминальщиков до того уровня рентабельности, который не лишит их интереса заниматься этим делом", - рассуждает собеседник "РГ".
Переплачивать посредникам операторы тоже не будут, так как на рынке главное - конкуренция. Это вполне рыночное решение, заключает эксперт, так как население здесь - слабая сторона, которая не может в одиночку бороться с высокой комиссией.
И если раньше терминалы что-то получали от операторов и от плательщиков, то сегодня сотовые сети свели вознаграждение платежным агентам практически к нулю. Поэтому депутатская инициатива урезать комиссию до трех процентов может получить два сценария развития, рассуждает председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.
Снижать комиссию не стоит, уверены эксперты, так как россияне и сегодня могут выбрать терминал с более низкими процентами
Первое - если она "попадет" в рынок. По идее для россиян тогда тоже ничего не изменится. А вот если рынок не осилит эти ограничения, то операторы откажутся заниматься этим себе в убыток, уверен эксперт.
"Здесь более разумная политика - оставить все как есть. На мой взгляд, сейчас очень много платежных опций, и клиент всегда может выбрать место с низкими комиссиями. Если государство хочет защитить какие-то социальные группы - гораздо более эффективно дотировать их напрямую из тех налогов, которые оно получает с платежных агентов, или гарантировать нулевые комиссии при оплате на почте или в иных окологосударственных структурах", - продолжает собеседник "РГ". В любом случае предсказать, как изменится ситуация, невозможно, и любая фиксированная ставка может быстро устареть.
Александра Воздвиженская