Несмотря на то что SMS-мошенничество существует уже много лет, бороться с ним операторы начали лишь в этом году, когда количество обманутых абонентов стало исчисляться миллионами пользователей, а объем рынка мошеннических операций с SMS-платежами — десятками миллионов долларов в месяц. Чтобы хоть как-то сохранить свое лицо перед обманутыми абонентами, операторы и развернули в этом году масштабную кампанию по борьбе с мошенниками. Правда, кто именно эти мошенники, с которыми ведется борьба, управленцы сотовых компаний якобы не знают. Дело в том, что напрямую операторы работают лишь с крупными контент-агрегаторами, у которых, в свою очередь, масса партнеров, предоставляющих непосредственно контент-услуги, в том числе и сомнительные. При этом система взаимоотношений агрегаторов с партнерами позволяет последним сохранять анонимность. В этом, по мнению "Мегафона", и кроется причина массового злоупотребления в сегменте SMS-платежей.
Впрочем, сотовые компании все же смогли достичь некоторых успехов в борьбе с мошенниками, даже несмотря на их анонимность. Операторы стали более качественно информировать пользователей о стоимости платных SMS-сервисов, блокировать короткие номера мошенников и штрафовать агрегаторов, на которых жалуются пользователи. Так, в "Мегафоне" сообщили, что жалоб от обманутых абонентов по итогам первого полугодия 2010 года стало в четыре раза меньше, а у ОАО "Мобильные телесистемы" этот показатель снизился в три раза. Агрегатором-лидером в сегменте мошеннических SMS-платежей по-прежнему остается контент-провайдер "Медиахолдинг первый альтернативный", в который входят "Контент-провайдер первый альтернативный", "А1 Агрегатор", А1 Systems, One Agile. По словам директора департамента "Мегафона" по гарантированию доходов и управлению фродом Сергея Хренова, ничто не смогло сбить партнеров этого медиахолдинга с тропы мошенничества. "Первый альтернативный" стал единственным агрегатором, показавшим в этом году отрицательную динамику по мошенническому трафику. Компания вернулась к работе с "серыми" сервисами, и нам пришлось встречаться с ее руководством и объяснять, что будет происходить дальше, если эта тенденция сохранится", — пояснил господин Хренов. Любопытно, что на сайте компании "Медиахолдинг первый альтернативный" опубликовано сообщение о том, что агрегатор, напротив, укрепляет отношения с "Мегафоном". "Контент-провайдер первый альтернативный" вошел в тройку лидеров в рейтинге компании "Мегафон" по итогам работы в 2009 году. В ходе торжественной части представители "Мегафона" поблагодарили "Медиахолдинг первый альтернативный" и вручили диплом за весомый вклад в развитие рынка контент-услуг в 2009 году", — говорится в сообщении.
Вклад мошеннических микроплатежей в общей структуре рынка платного контента действительно велик и составляет ни много ни мало $160 млн. Эти деньги были поделены между сотовыми операторами, агрегаторами и их анонимными партнерами. При этом сами сотовые компании стесняются назвать, сколько именно они заработали на "серых" SMS-платежах. Ни одна пресс-служба компаний "большой тройки" не ответила на этот прямой вопрос. При этом объемы выплат пострадавшим от мошенничества пользователям и штрафы, наложенные на агрегаторов, выглядят смехотворными. В ОАО "Вымпелком" сообщили, что общая сумма штрафов контент-провайдеров составляет порядка 6 млн рублей. "В первом квартале 2010 года были наложены штрафы на пять компаний на сумму 100 млн рублей", — сообщили в пресс-службе МТС. При этом, сколько денег вернулось абонентам, ни в МТС, ни в "Вымпелкоме" не сообщили. Лишь "Мегафон" заявил, что объем выплат обманутым пользователям за 6 месяцев этого года составил около 1 млн рублей. Итого, исходя из официальной информации, предоставленной операторами, из $160 млн, изъятых у абонентов мошенническим путем, им было возвращено всего 1 млн рублей.
Борис Горлин