«Почта России» презентовала вчера своим региональным отделениям новую модель управления, рассказали “Ъ” в пресс-службе ФГУП. Предприятие выделит шесть блоков своего бизнеса: электронная коммерция, розничная торговля, сеть, почтовый бизнес и государственно-социальные услуги, международный и финансовый бизнес. Отдельное подразделение также будет курировать вопросы персонала и безопасности.
Реформа позволит «на горизонте ближайших пяти лет приблизиться к выручке в размере 270 млрд руб. и войти в пятерку лучших почтовых и логистических операторов мира по уровню EBITDA», ожидает гендиректор «Почты России» Николай Подгузов. По его словам, прежняя структура управления перестала соответствовать «реалиям сегодняшнего дня». Существующая модель включала более десяти направлений, каждое из них курировал заместитель гендиректора ФГУП.
В ходе реорганизации будет упразднено направление посылочного бизнеса, его задачи поделят блоки электронной торговли и международного бизнеса, их возглавят первый замгендиректора Алексей Скатин и Денис Ильин соответственно, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Отвечавший за направление посылочного бизнеса замгендиректора «Почты России» Сергей Малышев покинет компанию, сообщил собеседник “Ъ” и подтвердил знакомый господина Малышева. Он добавил, что вместе с Сергеем Малышевым предприятие покинет коммерческий директор «Почты России» Артем Переславцев, который может перейти в «Яндекс». Блоки розничной торговли и сети будет курировать Михаил Волков, ныне замгендиректора по операционному бизнесу, говорит источник “Ъ”. Одним из топ-менеджеров ФГУП станет Артем Степин, экс-директор по развитию Gett в России и ныне директор консалтинговой фирмы A.T. Kearney, указывает другой собеседник “Ъ”. «Почта России» официально не комментирует кадровые перестановки.
Команда «Яндекс.Маркета» «успешно взаимодействовала» с посылочным блоком «Почты России» при создании маркетплейсов «Беру» и Bringly, говорит Алекс Васильев, директор по международному развитию «Яндекс.Маркета». «Уверены, что после трансформации мы продолжим взаимодействовать с новыми блоками для улучшения сервиса»,— ожидает он. Собеседник “Ъ” в одном из крупных игроков на рынке e-commerce в России полагает, что реорганизация управления «Почты России» позитивно скажется на ее работе. Он не верит, что реорганизация приведет к сбоям: новая модель, наоборот, упростит процесс.
Внедрение новой модели управления на предприятии осуществляется ради скачка в развитии, однако вряд ли удастся повторить рывок пятилетней давности, рассуждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Рост есть, только не столь эффектный»,— говорит он. Помешать планам может общее состояние рынка, в частности падение покупательского спроса, продолжает господин Иванов. Но усиление санкций против России, указываемое «Почтой России» в проекте ее стратегии как препятствие, может оказать лишь косвенное давление на ФГУП, например через госбанки, рассуждает Александр Иванов.
Реорганизация «Почты России» несет позитивные изменения и «во многом логична», считает партнер, управляющий директор Boston Consulting Group в СНГ Григорий Рубин. «Создаются более правильно организованные и четко разделенные бизнес-юниты, ориентированные на конкретные клиентские группы. Сейчас драйвер роста — e-commerce, поэтому сегмент должен быть выделен в отдельный бизнес-юнит»,— полагает он. В результате трансформации структура «Почты России» будет напоминать таковую у других международных игроков, например у Deutsche Post и USPS, считает эксперт. Он допускает, что ФГУП могут коснуться временные трудности в связи с передачей полномочий, оговариваясь, что «каждое крупное изменение обычно продумывается».
Дмитрий Шестоперов, Владислав Новый