Об этом сообщила вчера пресс-служба Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт".
Отраслевые объединения считают единое определение отечественного ПО первым шагом поддержки российских программных продуктов. Они также предлагают создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом если необходимое российское решение отсутствует, у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.
"Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой деятельности принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты, - отметила исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Евгения Василенко. - Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны".
Принятие определения отечественного ПО стало ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО, добавляет президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров. "Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с государственным участием и не распространяются на открытый рынок, - подчеркнул он. - Мы продолжаем считать, что главными мерами государственной поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и научно-исследовательские разработки, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта".
По словам президента НП "Российская ассоциация свободного программного обеспечения" (РАСПО) Александра Жмурко, отрасль постаралась дать максимально полное определение критериев российского программного обеспечения, которое позволит использовать российским разработчикам в составе своих программных продуктов свободное ПО и ПО с открытым кодом. При этом итоговое решение, согласно предложенным критериям, будет российским.
"Я очень рада, что наши подходы к определению "российское" совпадают, - говорит председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова. - Надеюсь, что в ближайшее время понятие "российское" будет расширено на микроэлектронику, и тогда мы будем иметь гармонизированные критерии российского продукта всей ИТ-отрасли". НП "Руссофт" уже направило в Государственную Думу письмо, где описало критерии определения отечественного ПО и отечественного производителя ПО.
Ранее комиссия по развитию стратегических информационных систем комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям предложила поправить закон о закупках, чтобы он стимулировал постепенный переход госкомпаний и компаний с участием государства из стратегических отраслей от зарубежного программного и аппаратного обеспечения к российскому.
Российским производителям и продуктам комиссия предлагает давать ценовые и квалификационные преференции. При равной предложенной цене российская компания при закупках будет получать больше баллов, чем западная. А при наличии отечественных аналогов заказчику, который собирается выбрать западный программный продукт, придется давать письменное обоснование, почему он принял такое решение.
Чтобы не было разночтений, комиссия предлагает ввести четкое понятие производителя российского программного и аппаратного обеспечения. Ее эксперты предлагают считать российской любую компанию, зарегистрированную и платящую налоги в России, в которой доля иностранного капитала не достигает блокирующей (не выше 25% минус 1 акция) и которая получает в России не менее 75% выручки.
При этом доля иностранных сотрудников в такой компании не должна превышать 25%. Программный продукт комиссия предлагает считать российским, если он не содержит компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям и их "дочкам".
Даниил Сидоров