Как рассказали "РГ" в ФАС, предполагается, что новая методика будет применяться в ситуациях, когда владелец инфраструктуры - это могут быть сооружения связи, столбы или воздушные линии - устанавливает плату за доступ к инфраструктуре для сетей и сооружений связи. В первую очередь речь идет о таких заказчиках, как сотовые операторы, операторы кабельного телевидения и интернет-провайдеры.
"Цель - унифицировать подходы к ценообразованию, сделать его более понятным, прозрачным и предсказуемым для всех участников рынка, а также снизить рост тарифов на размещение оборудования сетей электросвязи за счет исключения из них нерелеватных затрат", - поясняет Олег Москвитин, и.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА "Муранов, Черняков и партнеры".
По его оценкам, от этого должны выиграть и сами операторы связи, и абоненты. В первую очередь за счет снижения роста тарифов. Владельцы инфраструктуры в свою очередь, за счет снижения риска претензий и штрафов со стороны контролирующих органов.
Ранее тарифы формировались произвольно. Отсутствие единого прозрачного механизма ценообразования услуги приводило к необоснованному завышению цен и создавало барьеры для развития сетей связи. В качестве примера в ФАС привели кейс АО "Орелоблэнерго". Организация установила и поддерживала монопольно высокие цены на услуги по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Орловской области, что ограничивало конкуренцию на рынке услуг связи. По итогам проверки было выдано предписание об установлении экономически обоснованного тарифа. В результате тарифы были снижены в 8 раз.
Операторы согласны с тем, что проблема существует и что она оказывает влияние на развитие отрасли в целом. "Вопросы недискриминационного доступа к инфраструктуре являются важными для развития сетей связи. ФАС последователен в данном вопросе. Мы считаем появление правил важным для развития цифровой инфраструктуры и современных услуг", - сообщили в пресс-службе "ЭР-Телеком".
С необходимостью регламентировать процесс ценообразования доступа к инфраструктуре согласны в "Билайне". Особенно в случаях, когда инфраструктура монопольна. С этим согласны и в МТС. В Tele2 отмечают, что по крайней мере в теории "единые стандарты могут упростить оценку затрат операторов". В "Ростелекоме" и "Мегафоне" отметили, что пока только изучают разработанный документ.
Но есть и обратные примеры, часто небольшие операторы незаконно размещают свое оборудование на инфраструктуре, тем самым получая доход при отсутствии затрат.
"Мы наблюдаем судебные разбирательства крупных сетевых компаний с небольшими региональными распределительными сетевыми компаниями. Мелкие операторы незаконно размещают своё оборудование на инфраструктуре, тем самым получая доход при отсутствии затрат. Логично, что в таких случаях ФАС пытается урегулировать ситуацию, устанавливая им экономически обоснованный тариф. В противном случае не имеющие расходов на размещение компании должны делать свои услуги для потребителей максимально низкими по стоимости", - говорит Дмитрий Чумаков, генеральный директор агентства Vector Market Research .
Проект документа закрепляет единые принципы формирования тарифов и устанавливает для естественных монополий закрытый перечень затрат, которые могут быть включены в тариф. Так, с пользователя взимается ежемесячная плата, которая может включать затраты на текущие техобслуживание и ремонт, а также затраты на проведение работ, обусловленных капитальным ремонтом. Также владелец инфраструктуры может взимать единовременную плату, но только при условии фактически проведенных работ и понесенных расходов. К таким затратам относятся расходы на проведение работ по обследованию объектов и размещению сетей связи.
Как следует из пояснительной документации, применение рекомендаций ведомства при расчете тарифов исключит риски установления экономически необоснованных тарифов, а также не позволит владельцам инфраструктуры злоупотреблять своим правом и необоснованно увеличивать тарифы. Документ разработан с учетом практики службы по рассмотрению антимонопольных дел в отношении владельцев инфраструктуры.
При этом эксперты обращают особое внимание на то, что документ носит рекомендательный характер. Операторы связи и владельцы инфраструктуры сохраняют возможности добиваться корректировок тарифов, включать или наоборот исключать те или иные расходы.
"Методика подготовлена с учетом многолетних расследований антимонопольных органов, в ходе которых были сформированы подходы, какие затраты можно включать в такие тарифы, а какие нет. Кроме того, методика - это не закон, а рекомендации. Это значит, что и операторы связи могут обжаловать включение в тариф тех или иных расходов, если они не отвечают признакам обоснованности, релевантности и документальной подтвержденности с точки зрения антимонопольного и иного законодательства; и сами владельцы инфраструктуры могут пробовать включить в тарифы иные расходы, если уверены в их оправданности", - полагает Москвитин.
В ФАС в свою очередь пояснили, что после принятия методики не планируют устраняться от процесса выявления фактов установления монопольных тарифов и продолжат работу в этом направлении. Там особо отметили, что антимонопольный и судебный пути защиты сохраняются.
Олег Капранов