Операторы "большой тройки" всерьез увлеклись услугами мобильных микроплатежей. В минувший понедельник ОАО "Мегафон", комитет по транспорту Смольного и ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" представили систему оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона. Похожий проект развивает в московской подземке ОАО "Мобильные телесистемы", а ОАО "Вымпелком" тестирует свою систему оплаты в столичных электричках. Партнерство с транспортными предприятиями сулит сотовым компаниям как дополнительные доходы, так и новую нишу для маркетинговой активности.
Выручка петербургского метрополитена по итогам 2009 года составила около 12,5 млрд рублей, при этом услугами "Мегафона" в Петербурге пользуются, по данным ACM-Consulting, 33,5% от всех абонентов сотовой связи. Соответственно, в перспективе сотовый оператор только для одного метрополитена может осуществлять транзакции в объеме более 400 млн рублей в год. Аналитики финансового рынка считают, что размер комиссии, которую может получать "Мегафон" за свои услуги, составит 1-2%. В популяризации услуги оплаты проезда в метро через мобильный телефон заинтересован и сам метрополитен. "Мы с радостью пошли на этот проект, его реализация позволит разгрузить наши кассы", — сообщил начальник ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин.
В дальнейшем комитет по транспорту собирается расширить возможности оплаты проезда с помощью мобильного счета. Как сообщил заместитель комитета по транспорту Станислав Попов, сейчас его ведомство реализует проект "электронный кошелек", который позволит горожанам платить за проезд в наземном и подземном транспорте с помощью единой платежной карты. Пополнить карту можно будет любым удобным способом, в том числе и с мобильного счета. В настоящий момент "электронный кошелек" находится в стадии тестовой эксплуатации.
Первый заместитель генерального директора по операционной деятельности "Мегафона" Валерий Ермаков видит в мобильных платежах новую точку роста для бизнеса сотовых операторов. "Сейчас в России 200 млн Sim-карт, наступает новая эра развития мобильной коммерции", — считает господин Ермаков. По его словам, не за горами то время, когда с помощью сотового телефона можно будет оплачивать не только проезд в метро, но и счет в ресторане, покупать бензин и т. д. Действительно, за счет массовости своих услуг мобильные операторы могут существенно потеснить банкиров в сегменте микроплатежей, к тому же биллинговые системы сотовых компаний мало чем отличаются от банковских. "Безусловно, для банков, специализирующихся на таких платежах, активизация в этом сегменте сотовых операторов не сулит ничего хорошего. В России работает целый ряд банков, у которых комиссия за проводимые платежи занимает существенную долю в выручке. Но надо понимать, что основная деятельность банков связана с кредитованием", — говорит аналитик банка "Открытие" Ольга Найденова. Заместитель председателя правления ОАО "Российский акционерный коммерческий дорожный банк" Анатолий Вожов считает, что платить с мобильного счета пока слишком дорого. "Я бы согласился с тем, что платежи через мобильный счет могут стать популярными, если бы не одно "но". Для абонентов такие платежи достаточно дорогое удовольствие по сравнению с традиционными банковскими инструментами. Например, для пополнения мобильного счета через платежные системы сейчас необходимо заплатить комиссию в размере 4-7 процентов", — говорит господин Вожов.
Борис Горлин