Об этом компания объявила вчера на пресс-конференции. До конца года компания планирует установить в Северной столице 60 терминалов. Охвачены будут прежде всего крупные торговые центры.
"Нам почти полностью удалось исключить человеческий фактор при выдаче микрокредитов, - хвастается журналистам генеральный директор RC Group Владислав Лапин. – В банке так или иначе приходится общаться с менеджером, испытывая неудобство от того, что выступаешь в роли просителя, к тому же в банке всё долго, а скорость для нас изначально была главным критерием". По данным компании, в среднем на получение кредита уходит 10 минут. "Аналогов нашим терминалам нет, по крайней мере, мы о таких примерах, в том числе в мировой практике, не слышали, - заявил репортеру ComNews Владислав Лапин.
"Затея крайне интересная, а идея эффектная, необычная и яркая, - комментирует председатель совета Ассоциации "Электронные Деньги" Виктор Достов. - По сути - это обычная выдача микрокредитов, но тут действительно большую роль может сыграть человеческий фактор: и то, что это работает круглосуточно, и отсутствие психологических барьеров - обращаться с такой просьбой к автомату значительно проще".
Принцип работы прост - терминал сам сканирует паспорт, сам проставляет данные из него в соответствующие поля в заявке на кредит, подсказывает пользователю варианты ответы на вопросы: весь скоринг – то есть оценка платежеспособности клиента – происходит в автоматическом режиме. По словам Владислава Лапина, оператор колл-центра только сличает фотографию в паспорте с фотографией клиента, которая делается прямо на месте при запросе кредита. "При малейшем сомнении кредит просто не выдается", - пояснил репортеру ComNews процесс идентификации Владислав Лапин, затруднившись уточнить, в скольких процентах случаев отказ вызван именно несоответствием фотографии в паспорте, изображению, полученному фотокамерой терминала. "В целом, сейчас очень во многих местах всё происходит примерно так же. Например, в салонах сотовой связи, где выдаются потребительские микрокредиты, решение принимается удаленно, во многом всё так же автоматизировано и сличается только фотография заемщика со сканом паспорта. Только мы исключили из этой цепочки еще и менеджеров салона. Соответственно, у нас намного ниже операционные затраты – нам не нужно специальное помещение, не нужен персонал".
Что касается колл-центра, то он находится в Казани и осуществляет круглосуточную поддержку. "Единовременно работает 8 человек, то есть на каждого в среднем приходится по 12 терминалов", - уточняет Владислав Лапин. Помимо сличения фотографий (чему операторы специально обучаются), работники колл-центра иногда звонят клиенту и просят перефотографироваться или уточнить какие-либо данные. В среднем, по данным компании, на один терминал приходится до 80 заявок в день.
На стадии разработки в создание системы "Е-деньги" было вложено более $1 млн, а общая сумма инвестиций составила $5 млн. Реализация проекта заняла 2 года. Эти деньги и время были потрачены на разработку собственного ПО и выпуск оборудования (терминалов), подо что у компании даже есть свое производство.
Запуск услуги состоялся в декабре 2012 г. в Казани, откуда "Е-деньги" родом. Сейчас 100 терминалов самообслуживания установлено уже в 13 городах, включая Омск, Нижний Новгород, Челябинск и Набережные Челны (в середине мая компания вышла на рынок Екатеринбурга). Петербург станет 14-м городом. До конца года компания планирует расширить сеть терминалов до 500 шт. и охватить ею все города-миллионники, исключая, правда, Москву. "Москву мы планируем покорять по-другому", - признается Владислав Лапин.
Начиная с декабря новыми услугами компании уже воспользовались 100 тыс. человек. "Средний заем – 6 тыс. руб.", - добавляет директор по развитию RC Group Ольга Сербина. "Да, в общей сложности мы выдали кредитов примерно на 60 млн руб.", - кивает Владислав Лапин. Деньги компания предоставляет из собственных средств.
Платеж за пользование кредитом, по словам Ольги Сербиной, составляет от 350 руб. за кредит в 3 тыс. руб. на две недели и до 800 руб. за 10 тыс. руб.
При этом процент невозврата кредитов сейчас у компании составляет "приемлемые" 20%. "Поначалу невозврат был на уровне 40%, - сокрушается Владислав Лапин. – Но мы совершенствовали систему скоринга и продолжаем ее совершенствовать". "Очень важно отработать систему скоринга, во многом именно от этого будет зависеть будущее проекта", - добавляет Виктор Достов.
По словам Владислава Лапина, невозвратами в компании занимается специальный отдел, который сначала предупреждает клиента по телефону в том числе о "порче кредитной истории". "Потом подключается "hard collecting" – мы выезжаем на место и уже на месте пытаемся уладить проблему с клиентом. Потом подаем в суд", - поясняет Владислав Лапин. По его словам, судебный опыт у компании уже есть и в 98% случаев суд встает на сторону кредитора. "После того, как кредит одобрен, распечатывается договор, одну из копий которого клиент подписывает и отправляет в сканер, и только после этого он получает деньги. Так что в нашем распоряжении имеется вполне веское доказательство получения клиентом кредита", - делится Владислав Лапин.
Гендиректор "Е-Денег" также рассказал репортеру ComNews, что компания уже заключила договоры с тремя партнерами – операторами платежных терминалов и ведет переговоры с еще пятью. "Замена обычного терминала на терминал "Е-деньги" дает дополнительную полезность в виде новой услуги - выдачи займов. Таким образом, для партнеров системы функционал терминала расширяется, а прибыльность увеличивается", - рассуждает Владислав Лапин.
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2012 г. объем рынка микрокредитования составил 15 млрд руб. С 2006 г. он вырос более чем в 3 раза. "Если темп роста сохранится, то к 2017 г. рынок вырастет до 130 млрд руб.", - заключает глава "Е-Денег".
Алексей Рерих