Это следует из проекта решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) для заседания 22 июля 2014 г., в котором предлагается выделить ИСС полосы радиочастот для указанных целей. Речь конкретно идет о частотах 2170-2200 МГц, 11450-11550 МГц, 1980-2010 МГц, 14000-14100 МГц, 1668-1675 МГц, 1518-1525 МГц, 14000-14100 МГц, 11450-11550 МГц, 1980-2010 МГц и 2170-2200 МГц.
При этом космический аппарат "Енисей-Э1" разместится в точке стояния 95° в.д., а космические аппараты "Енисей-Э2" (их количество не уточняется) – в точках 167° в.д. и 16° з.д.
Генеральный директор и генеральный конструктор ИСС Николай Тестоедов подтвердил ComNews, что компания по заказу Федерального космического агентства (Роскосмоса) создает орбитальную группировку "Енисей". По его словам, спутник "Енисей-Э1" сейчас находится в стадии проектирования. Ожидается, что его разработка, включая летно-космические испытания, продлится до 2020 г., а запуск состоится в 2018 г. Работа над следующим космическим аппаратом пройдет с 2020 г. по 2025 г. Оба спутника рассчитаны на 15-летний срок эксплуатации.
По словам Тестоедова, система "Енисей-А1" уже включена в проект Федеральной космической программы на 2016-2018 гг. Расширять действующую программу, рассчитанную до конца 2015 г., заказчик системы не планирует. Николай Тестоедов отказался назвать сумму затрат на проект, пояснив, что этот вопрос находится в компетенции Роскосмоса.
Все аппараты будут работать в первую очередь в S-диапазоне, подчеркнул глава ИСС. Новая система предназначена для оказания услуг операторам связи и Минкомсвязи, а также для выполнения государственных задач.
Пресс-служба Роскосмоса вчера не ответила на запрос ComNews. В свою очередь, представитель Минкомсвязи напомнил, что согласно уставу Роскосмоса, это ведомство подчиняется напрямую правительству, и министерство не имеет отношения к его работе.
На взгляд генерального директора ГК "Сетьтелеком" (бренд AltegroSky) Сергея Пехтерева, из-за того что система "Енисей" будет базироваться на геостационарной орбите, ее характеристики и возможности окажутся близки к тем, что имеют зарубежные Turaya и Inmarsat.
"Принципиальный недостаток таких систем – отсутствие связи за полярным кругом, где у России как раз много "государственных задач", - рассуждает Пехтерев. – Говорить о коммерческой окупаемости проекта весьма сложно, так как через восемь-десять лет, которые потребуются на создание "Енисеев", на рынок придет следующее поколение спутников Turaya и Inmarsat с лучшими характеристиками, чем сейчас".
"Енисей" будет региональной спутниковой системой, ориентированной на государственные задачи, по сравнению с глобальным Inmarsat с его мировым роумингом или Turaya, работающей почти в сотне стран с сотнями тысяч клиентов, утверждает глава AltegroSky. При этом для производителя спутников проект крайне интересен как с профессиональной, так и с коммерческой точки зрения, резюмирует Пехтерев.
Новую сеть подвижной спутниковой связи "Энергия-IMT" также намерена создать компания "Транзит Телеком", возглавляемая сыном президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты Иваном. Для этого фирма в течение двух лет приступит к разработкам и запустит два спутника в точки стояния 76,5° в.д. и 159,5° в.д. Соответствующие частотные присвоения также содержатся в упомянутом проекте решений ГКРЧ.
По словам источника в ЗАО "Транзит Телеком", государство неизбежно придет к пониманию того, что покрытие всей территории Российской Федерации сетями связи и ШПД невозможно без спутникового сегмента, так как и фиксированные, и мобильные сети экономически нецелесообразно развивать на отдаленных и климатически сложных участках страны.
Даниил Сидоров