Об этом рассказал недавно назначенный генеральным директором ГК "Связной" Майкл Тач. "Мы приветствуем готовящееся введение MNP. По нашим представлениям, услугой прежде всего воспользуются высокодоходные абоненты", - заявил, в частности, Майкл Тач репортеру ComNews. По его словам, для абонентов из низкодоходных сегментов смена оператора и сейчас не представляет больших сложностей – при необходимости они просто меняют SIM-карту или даже получают ее в рамках каких-нибудь маркетинговых акций. "Именно высокодоходные абоненты сильнее всего держатся за номер из-за возможных бизнес-рисков, поэтому мы ожидаем от них высокой активности при введении MNP и рассчитываем в рамках revenue sharing получить выгоду от их переподключения", - рассказывает Майкл Тач.
"Осенью 2011 г. мы перешли на модель разделения доходов с дилерами (revenue sharing), - напоминает пресс-секретарь ОАО "МТС" Ирина Агаркова. - Это остановило поток искусственных подключений, повысило количество абонентов, которые остаются с оператором на длительный период и генерируют высокий ARPU, и, как следствие, снизило общий уровень оттока. По итогам I квартала 2013 г. у МТС рекордно низкий отток на уровне 9,5%, стабильный рост ARPU и MOU на 4% и 10% в годовом исчислении соответственно".
При обсуждении введения MNP операторы "большой сотовой тройки" не раз говорили о том, что такая услуга не будет востребована и потому не стоит тех усилий, которые придется приложить. По утверждению операторов, MNP в России готовы воспользоваться не более 2% абонентской базы. "Как показывает опыт Белоруссии, где за год этой услугой воспользовалось менее 1% пользователей мобильной связи, а также учитывая тот факт, что в России ежегодно порядка 100 млн человек покупают новые SIM-карты (при населении 143 млн), вопрос сохранения номера у абонентов остро не стоит", – заверяет Ирина Агаркова.
"У нас другие цифры, - говорит Майкл Тач. – Мы много и разными способами считали и получили 15-17%". "У нас получилось 17-20%", - добавляет генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков. "Да, есть страны, где при введении MNP этой услугой воспользовалось меньше 3%, - продолжает Майкл Тач. – Но есть пример Финляндии, где услугой воспользовалось около 30% абонентов, что стало неожиданностью для всех".
"Мы хотим стать для таких абонентов независимым рыночным оценщиком, - рассуждает Майкл Тач. - К кому пойдет абонент выбирать подходящий тариф? Не к своему же оператору, от которого он собирается уходить? А мы уже готовы предоставлять услугу по выбору наиболее подходящего тарифа среди предложений всех операторов. Притом что мы сейчас остались единственным независимым в этом смысле игроком федерального уровня".
"В условиях неготовности подзаконных актов, определяющих детали реализации MNP, что критично для операторов, делать какие-то прогнозы о роли ритейлеров в MNP явно преждевременно. Сегодня фактически отсутствуют основные определяющие требования к процессам, которые должны быть реализованы операторами", - скептически замечает по этому поводу пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Едва ли введение MNP существенно скажется на доходах ретейлеров, и мы не ожидаем значительного изменения рынка связи в целом", - непреклонна Ирина Агаркова. "Мы не готовы строить какие-то предположения по поводу ритейлеров", - добавляет пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина.
"Пока конкретная процедура перехода действительно еще не прописана", - соглашается Майкл Тач. "Но если государство захочет, чтобы выгоду от MNP получил национальный оператор, оно будет стремиться сделать услугу максимально удобной и постарается ускорить ее внедрение", - кивает он в ответ на вопрос, связаны ли как-то его ожидания с возможной покупкой "Ростелекомом" сотового дискаунтера Tele2.
Алексей Рерих
Дарья Лютцау