"Минкомсвязи рассматривает альтернативные варианты решения вопроса недискриминационного доступа к инфраструктуре "Почты России", - заявил ComNews замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. По его словам, одно из обсуждаемых направлений – порядок таможенного оформления у коммерческих операторов. "Сейчас только "Почта России" оформляет посылки как отправления, все остальные операторы оформляют их как грузы", - отметил замминистра.
Инициатива министерства интересна, но о ней рано говорить, пока отсутствуют конкретные предложения, считает коммерческий директор "Аккорд Пост" Дмитрий Зеленко. Представитель другого участника рынка, DНL, отказался комментировать ситуацию до принятия каких-либо документов. Он сослался на то, что оператор работает на рынке грузоперевозок и поэтому не является конкурентом "Почты России".
Согласно проекту правил недискриминационного доступа к инфраструктуре почтовой связи, который предложила в начале августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС), "Почта России" является естественной монополией за счет своей инфраструктуры, развернутой на всей территории страны. Так как частные почтовые операторы не имеют возможности создать аналогичную инфраструктуру, они не могут в полной мере конкурировать с государственным оператором. Отсутствие этой конкуренции препятствует повышению качества почтовых услуг, поэтому ФАС предлагает обязать предприятие предоставлять частным почтовым операторам доступ к инфраструктуре - пунктам обработки и сортировки почтовых отправлений, транспортным средствам.
"Почта России" критически оценила проект. "Наша монополия заключается в том, что на сегодняшний день мы – единственная компания, которая эту убыточную услугу предоставляет и не получает полной компенсации за ее предоставление, - заявлял гендиректор компании Дмитрий Страшнов в сентябре 2013 г. в ходе второго заседания экспертного совета по развитию почтовой отрасли. – Мы готовы поделиться этой монополией. В любом другом сегменте бизнеса, который ведет "Почта России", конкуренция существует не один день". На его взгляд, в крупных населенных пунктах конкуренция уже есть – ее нет лишь в отдаленных районах, где оказание почтовых услуг убыточно для предприятия.
"Если "Почта России" считает возможным сохранить текущую ситуацию, она может предложить что-то взамен", - возражает Дмитрий Зеленко, который поддерживает проект правил. "Для рынка в целом введение правил сыграло бы положительную роль, - уверен он. – Это было бы разумным и логичным шагом".
Зеленко уточнил, что в последнем варианте документа учтены некоторые предложения представителей отрасли, в том числе и "Аккорд Пост". В чем именно заключаются эти поправки, он не раскрыл.
"ФАС России направила проект правил на межведомственное согласование. Теперь мы ждем конкретных предложений от Минкомсвязи, Министерства регионального развития и Федеральной службы по тарифам. Новых предложений со стороны ФАС пока нет", - сказал вчера ComNews начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг. Он подтвердил, что ведомство готово рассматривать и другие варианты правил: "Такое в процессе межведомственного обсуждения вполне может быть".
По информации Рутенберга, проект должен поступить в правительство до конца ноября, так как его разработка предусмотрена принятой Кабмином дорожной картой развития конкуренции. "Надеюсь, что внесем в этот срок", - подчеркнул чиновник.
Вчера же Михаил Евраев сообщил, что стратегия развития "Почты России" будет представлена премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву 25 ноября. "К 15 ноября мы внесем материалы к совещанию, которое будет проходить 25 ноября", - отметил Евраев. Документ разрабатывался Минкомсвязи с зимы 2013 г.
Даниил Сидоров