Так, источник ComNews на рынке платного цифрового телевещания сообщил, что один из крупных операторов платного ТВ рассматривает возможность уменьшения количества транслируемых зарубежных телеканалов уже в ближайшем будущем.
"Оператор ведет переговоры с поставщиками контента о фиксации курса доллара и евро в рублях на уровне ниже рыночного курса. Пока рано говорить о конкретике", - отметил он. По его словам, если договориться о ценах не удастся, то нельзя исключать индексации некоторых тарифов и сокращения предлагаемого контента.
Многие федеральные операторы, в пакетах которых представлены зарубежные телеканалы, обсуждают рост курсов валют с поставщиками контента. Так, МТС ведет переговоры с рядом правообладателей. "Конкретные решения пока не приняты", - отметил руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников. Он напомнил, что за первые девять месяцев 2014 г. число абонентов цифрового ТВ от МТС увеличилось в два раза, абонентам доступно до 300 каналов. Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева и представитель "Триколора ТВ" воздержались от комментариев.
ОАО "Ростелеком" также постоянно контактирует с поставщиками контента. "Цель переговоров – минимизировать последствия растущих курсов валют и влияния нормативно-правовой базы, в частности запрет на рекламу на платных каналах, на бизнес оператора и интересы абонентов", - отметил представитель оператора.
О том, что телеканалы находятся под двойным давлением, говорит и представитель "Акадо Телеком". Во-первых, оператора волнует положение на валютном рынке. "Это может повлиять на изменение стоимости всех телекоммуникационных услуг. Ситуация осложняется еще и тем, что платные кабельные телеканалы не смогут получать доход от размещения рекламы в эфире с 1 января 2015 г.", - отметил он.
Сейчас "Акадо Телекому" удается решать эти вопросы с правообладателями в рабочем режиме, с соблюдением интересов обеих сторон, говорит представитель пресс-службы оператора. Он напомнил, что недавно расширил сотрудничество с медиахолдингом Viacom International Media Networks в России и с 15 декабря 2014 г. предоставляет московским и петербургским абонентам "цифры" четыре новых рейтинговых телеканала Viacom: Nick Jr, VH1 European, MTV Live HD и Paramount Comedy.
По словам заместителя гендиректора ООО "Орион Экспресс" Марии Жилиной, оператор не планирует повышать цены на пакеты платного ТВ до конца 2014 г. "Но мы не исключаем их пересмотра в 2015 г.", - говорит она. По ее словам, все операторы ощущают на себе общее негативное влияние роста курса валют уже не первый месяц и стремятся заключать валютные договоры с правообладателями.
Например, так поступила компания Fox International Channels Russia, рассказывает ее представитель. С октября она ввела временные меры для поддержки всех своих партнеров: Fox предложила изменить условия сотрудничества в зависимости от курса доллара. "Предполагается скидка до 12,5%, если цена доллара достигнет 49 руб. и более", - отметил он, добавив, что ни один из партнеров не отказался от этого предложения. "Это хорошо сказалось как на репутации дистрибьютора, так и на его показателях", - подчеркнул он.
Российские компании нуждаются в поддержке, согласен исполнительный директор Ассоциации DVD-издателей Владислав Дядченко (ассоциация объединяет дистрибьюторов контента, кинопрокатчиков и др.). "Уже сейчас, общаясь с некоторыми зарубежными коллегами, мы просим существенный дисконт на следующий год из-за нестабильности нашего финансового рынка. Мы откровенно говорим, что если будут медлить с принятием решений, то денег в валюте у нас станет еще меньше и мы будем просить еще большие скидки", - подчеркнул он. Некоторые поставщики контента идут навстречу и понижают ценник, отметил Владислав Дядченко, не раскрыв, какие именно компании так делают.
По его мнению, на рынке прав договоры долгосрочные, поэтому цены в рублях будут скорректированы, но не так быстро, как меняется курс. "В рублях цены на зарубежный контент вырастут, но в долларах и евро они скорее снизятся, так как покупательская способность и спрос немного просядут", - прогнозирует он.
Президент НП "Объединение правообладателей" Павел Катков считает, что рынок может пойти несколькими путями. Во-первых, операторы и видеосервисы, возможно, начнут покупать меньше зарубежного контента. "Во-вторых, правообладатели могут несколько сдерживать аппетиты, идти на уступки, понимая, что покупательская способность российских агрегаторов контента и конечных пользователей имеет пределы", - пояснил он.
Павел Катков добавил, что в условиях кризиса количество клиентов у правообладателей может упасть, а число интернет-пиратов – вырасти. "Потому что один из мотивов пиратства – это экономия", - говорит он. По его мнению, решить проблему роста цен может введение глобального лицензирования прав на контент. "Заплатить 25 руб. в месяц легче, чем платить ежемесячно за подписку 300 руб. Кроме того, глобальная лицензия масштабнее, она сможет собрать больше средств для правообладателей, чем платная подписка за телеканал", - считает он.
Несмотря на разнообразие выходов из сложившейся ситуации, многие зарубежные правообладатели пока не раскрывают планов по дальнейшей работе с российскими операторами. Так, представители группы компаний Viasat, медиахолдинга Amedia TV и компании Disney отказались от комментариев. Представители Sony и Universal не предоставили вчера пояснений насчет того, будут ли они повышать цены на контент.
Елизавета Титаренко