Российская навигационная система ГЛОНАСС построена и предъявлена заказчику – Министерству обороны РФ – для проведения финальных испытаний. Об этом «Известиям» сообщил Андрей Тюлин, гендиректор ОАО «Российские космические системы» (РКС - головная организация по созданию, развитию и целевому испольованию ГЛОНАСС).
- Мы предъявили систему заказчику к финальным испытаниям, которые идут сейчас, - говорит Тюлин. – В ходе испытаний заказчик высказал нам определенные замечания, которые мы устранили, и 5 ноября испытания были возобновлены. Забегать вперед не хочется, но могу сказать, что мы прикладываем все усилия, чтобы завершить эту работу. И очень надеемся, что по результатам испытаний система будет принята в эксплуатацию.
Начальник группы информационного обеспечения войск воздушно-космической обороны Алексей Золотухин ход испытаний ГЛОНАСС комментировать не стал.
ГЛОНАСС предполагалось официально сдать в эксплуатацию еще в 2012 году, после того, как была завершена Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на 2002-2011 годы. Однако после календарного завершения той ФЦП у заказчика в лице Минобороны оставались вопросы по функционалу наземного комплекса управления (НКУ) системы. Орбитальная группировка ГЛОНАСС, за создание которой отвечало ОАО «ИСС им. Решетнева», на тот момент уже работала штатно.
Проблемы с НКУ Андрей Тюлин описывал в интервью «Известиям»:
- На НКУ было выдано техзадание, как перед началом любой работы. В ходе его выполнения оказалось, что реализовать все заложенные технические характеристики не представляется возможным. Понятна позиция Минобороны России как заказчика системы — в том виде, в котором НКУ ему пытались сдать, они принять не могли, - признавал Тюлин, знающий ситуацию с двух сторон: до 2009 года он занимал должность заместителя начальника вооружения Вооруженных сил РФ. - Надо было выпускать ряд дополнений к техзаданию. Это привело к доукомплектованию опытного образца НКУ. Испытания системы были приостановлены, заказчик дал возможность промышленности доукомплектовать систему.
До официального приема в эксплуатацию система ГЛОНАСС остается в стадии научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. В этом статусе для самой системы есть как минусы, так и плюсы. Среди минусов можно отметить препятствие к полноценному использованию данных системы в качестве документальных доказательств. Навигационный сигнал ГЛОНАСС начинает применяться в таких системах, как «Платон», «ЭРА ГЛОНАСС», обсуждается применение показаний ГЛОНАСС в страховых продуктах. Пока ГЛОНАСС официально в стадии НИОКР, то есть в процессе создания, ее данные могут применяться ограниченно и в определенных случаях могут оспариваться, так как де-юре это показания недоделанной, незавершенной системы.
Среди других проблем Андрей Тюлин выделяет дополнительные затраты предприятий-производителей.
- Работы должны были завершиться в 2011 году и с этого времени у той техники, которая была тогда поставлена, уже истекли сроки гарантийного ремонта, обязательства поставщиков закончились, - говорит Тюлин. – Но она эксплуатируется, выходит из строя. И получается так, что ремонтировать ее, пока она не принята была в эксплуатацию, приходится нам за свой счет. Потому что министерство не может по эксплуатационным контрактам тратить деньги на технику, которая не принята в эксплуатацию. Получилась такая вилка - систему не приняли в эксплуатацию и она повисла на балансе предприятий Роскосмоса.
Плюсы «опытно-конструкторского» статуса ГЛОНАСС сейчас проявляются в том, что поставщикам комплектующих в условиях санкционного режима ощутимо легче приобретать за рубежом электронно-компонентную базу (ЭКБ) для системы, конечным пользователем которой является Роскосмос (как сейчас), а не Минобороны. Официальные каналы для поставок американских электронных компонет для таких систем, как ГЛОНАСС, и так уже перекрыты с прошлого года. А вот европейские поставщики, с которыми пока удается поддерживать отношения, весьма чувствительны к тому, является ли конечный пользователь военным или гражданским.
- Несмотря на риски, обусловленные санкциями, лучше сейчас устранить все недоделки и принять систему в штатную эксплуатацию, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – В «ИСС им. Решетнева» есть запас уже построенных космических аппаратов для пополнения группировки и есть время на парирование угроз, связанных с дальнейшим развитием системы в условиях технологических санкций.
Иван Чеберко