Понятие юзабилити особенно часто употребляется в рамках разговоров о структурах Интернет – сайтов. В данном случае создание сайта заключается в разработке такой структуры и дизайна портала, при которых будут максимально снижены функциональные ограничения для пользователей.
Универсальность юзабилити позволяет существенно повысить качество ресурса и сделать его более удобным для посетителей. Универсальность юзабилити сайтов складывается из нескольких основных критериев. Первым и, пожалуй, важнейшим критерием юзабилити является общедоступность сайта. Под общедоступностью в данном случае принято понимать возможность портала работать в различных контекстах.
Второй критерий — это ориентированность юзабилити на пользователя дизайна. На сегодняшний день существуют десятки браузеров, сотни операционных систем и т.д., необходимо сделать так, чтобы пользователь, заходя на сайт, не испытывал каких-либо неудобств. Т.е. создание сайта с универсальным юзабилити, ориентированным на пользователей дизайна — это разработка такого портала, который будет отображаться в полной мере вне зависимости от того, какая платформа используется для его просмотра. Плюс к этому посетитель должен иметь возможность быстро сориентироваться на сайте, найти необходимую информацию, воспользоваться размещенными сервисами и дополнительными модулями.
Идеальным можно считать такое юзабилити портала, при котором посетитель может самостоятельно выбирать режимы отображения виртуальных страниц, например, блокируя изображения. Также должна обеспечиваться возможность изменения формата отображения, используемых шрифтов и т.д. Таким образом можно сделать сайт, который станет воплощением идеала не для десятка людей, а для миллионов. Каждый посетитель сможет немного подкорректировать портал в соответствии со своими личными предпочтениями и пожеланиями, а значит, он сделает его удобным и интересным для себя.
Еще один принцип универсального юзабилити заключается в грамотности расположения информации. Необходимо следовать принципу «от главного к второстепенному». Зачастую наличие дополнительных сложных элементов или структур вызывает непонимание у посетителя ресурса, в результате чего он вынужден покинуть сайт. Успешная стратегия — убрать на второй план рекламу, дополнительные модули и т.д., при этом выделить основную информацию. Достаточно сделать так, чтобы посетитель понял, что данный сайт — не «множество шумов на фоне низкого сигнала», а действительно качественный информационный ресурс, которому можно доверять.