Администрация президента готовит распоряжения главы государства, направленные на уменьшение финансовых рисков для региональных СМИ, рассказал РБК источник, близкий к администрации Путина, и политик, узнавший об этом от руководителей Госдумы. На первом этапе будут заморожены тарифы «Почты России» на доставку подписных изданий, на втором — введено госсубсидирование подписки региональных общественно-политических СМИ, уточнили собеседники РБК. Представитель почты Елена Диденко не смогла подтвердить эту информацию.
1 апреля стартовала основная подписная кампания на вторую половину 2014 года. Тогда «Почта России» уведомила партнеров о росте стоимости доставки, что привело к удорожанию подписки на отдельные издания до 70%. По данным председателя правления Ассоциации распространения печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, повышение подписных тарифов происходило в диапазоне от 10 до 200%. Почта пошла на такой шаг в связи с прекращением субсидирования услуги по доставке подписных газет и журналов. Для сохранения института подписки она приняла стимулирующие меры, в частности увеличила в среднем до 43% размер скидки для тех подписчиков, которые будут самостоятельно забирать издания в почтовых отделениях.
В прошлый четверг, 24 апреля, Путин выслушал жалобы издателей на медиафоруме «Правда и справедливость», организованном Общероссийским народным фронтом в Петербурге. «Что мне казалось бы правильным сделать Роспечати, это как раз сместить те, может быть, недостаточные ресурсы, которые есть в их распоряжении, как раз в сторону региональных СМИ, потому что общенациональные при всей сложности их положения все-таки в лучшем положении находятся (...) Мы обязательно обсудим это в правительстве», — пообещал он.
По мнению Оськина, замораживание подписных тарифов спасет региональные СМИ ценой «серьезных финансовых потерь» «Почты России». «Если действовать последовательно, государству необходимо поднять размер субсидий (подписки. — РБК) с нынешних 3 млрд до 6 млрд руб. и ежегодно индексировать эту сумму в рамках инфляции», — предлагает глава АРПП. Источник в «Почте России» подтвердил: чтобы не повышать цены на подписку с 1 апреля, ей пришлось бы изыскать около 3 млрд руб. из собственных средств.
Прошлый год оказался трудным для печатной прессы — ей запретили рекламировать алкогольные бренды и табак, поэтому цены в рознице на многие газеты и журналы резко выросли: в первом квартале 2014 года на 4,5%. По прогнозам ZenithOptimedia, количество рекламы в печатных СМИ в 2014 году снизится на 8%, по оценке группы Vi — на 19%.
Евгений Красников, Михаил Рубин