В 2014 году проникновение смартфонов увеличилось на 19 процентных пунктов (п. п.) по сравнению с прошлым годом и достигло 66%. Проникновение телефонов, наоборот, снизилось на 10 п. п., до 64%, рассказал "Ъ" руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга. К таким выводам пришли аналитики Deloitte в своем исследовании.
Впервые количество смартфонов на руках у пользователей превысило количество телефонов, отметил он. В то же время средние показатели интенсивности использования функционала смартфона снижаются. В первую очередь это касается мобильных приложений: снизилось среднее количество скачиваемых приложений на пользователя, а также тех, кто платит за них. Так, доля респондентов, никогда не загружавших приложения на свой телефон, выросла с 30% в 2013 году до 41% в этом. Если в прошлом году 50% опрошенных не знали, сколько они тратят на приложения, теперь примерно столько же опрошенных (56%) заявили, что не тратят на них ни копейки. Доля тех, кто тратит на приложения в месяц более 200 руб., снизилась с 9% в прошлом году до 8% в этом. Снижается и пользование платных streaming-услуг (просматривание или прослушивание контента онлайн): для музыкальных сервисов число респондентов, плативших за контент в последний месяц, сократилось с 7% в 2013 году до 2% в 2014-м, для видеосервисов - с 5% до 3% соответственно. "Аудитория смартфонов меняется, сейчас ее рост обеспечивают преимущественно менее обеспеченные люди. У них может и не быть потребности в использовании дополнительных по сравнению с обычными телефонами функций, поэтому средние показатели снижаются",- объяснил Антон Шульга.
Deloitte проводит международное исследование потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций ежегодно. Опрос пользователей гаджетов проводился с мая по июль 2014 года в 22 странах, в нем приняли участие 37 тыс. респондентов (в РФ - 2 тыс.). В РФ исследование проводилось как онлайн-опрос, что привело к высокой доле квалифицированных специалистов из крупных городов среди респондентов.
В то же время Deloitte отмечает рост популярности сервисов instant message (IM - сервисы, позволяющие обмениваться сообщениями через интернет, например WhatsApp или Telegram). В 2014 году хотя бы раз в неделю IM пользовались 20% владельцев смартфонов в России (в 2013 году - 15%). Однако опасения, что IM заменят собой SMS, в России пока не оправдываются, указывает господин Шульга. SMS продолжают пользоваться 74% опрошенных.
В МТС отмечают, что проникновение смартфонов в сети оператора по итогам второго квартала составило 37%, и прогнозируют: отметку 40% показатель превысит лишь к концу года. В "ВымпелКоме", напротив, согласны с тезисом о росте проникновения смартфонов, говорит представитель компании Наталья Ташкеева. В "большой тройке" настаивают: интенсивность использования функционала смартфона не снижается. Среднемесячный уровень трафика постоянно растет, только за последний год он вырос почти на 50%, указывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. В "МегаФоне" также говорят о непрерывном росте трафика. "На каждого пользователя с каждым днем приходится все больше устройств. Трафик и пользовательское поведение сегодня распределяются между несколькими устройствами",- отмечает пресс-секретарь "МегаФона" Олеся Яременко.
Анна Балашова