На прошлой неделе из социальной сети "В контакте" был удален весь контент телеканала ТНТ, размещенный в сети пользователями, рассказал представитель "В контакте" Владислав Цыплухин. По его словам, всего было удалено около 100 тыс. роликов. В 2008 году "В контакте" сообщала, что количество размещенных на ее страницах видеороликов достигло 20 млн, но текущее их количество вчера уточнить не смогла.
"В контакте" (ООО "В контакте") — одна из крупнейших в России социальных сетей. Месячная аудитория, по данным TNS Russia за сентябрь, составляет 20,8 млн человек в возрасте от 12 до 54 лет. Аудитория видеороликов, размещенных на страницах "В контакте", за тот же период — 4,79 млн. 24,99% "В контакте" принадлежат Mail.ru Group Ltd., остальное — частным инвесторам.
ТНТ обратился к "В контакте" с просьбой предоставления прав администратора для удаления определенного контента около двух лет назад, но соглашение об этом стороны подписали только 1 ноября этого года, сообщили в пресс-службе телеканала. "Ролики ТНТ, размещенные на ресурсе "В контакте", мешали имиджу телеканала в целом, поскольку размещались от лица посторонних пользователей и неконтролируемо сопровождались титрами и логотипами",— пояснил один из сотрудников ТНТ.
Господин Цыплухин уточнил, что в социальной сети будет открыто представительство телеканала, а его видео будет размещаться в плеере видеохостинга RuTube (вместе с ТНТ входит в холдинг "Газпром-медиа"). Сначала рекламы в контенте не будет, но после того как использование плеера станет массовым, возможны разные форматы монетизации, отметил Владислав Цыплухин.
"В контакте" и ряд крупнейших по аудитории российских сайтов придерживаются мнения, что ответственность за размещенный в сети контент должны нести сами пользователи, а интернет-площадки могут удалять материалы по уведомлению правообладателя. Еще 14 октября "Яндекс", Google, Mail.ru, "В контакте" и объединенная компания "Афиши" и Rambler опубликовали открытое письмо, предлагая, таким образом, разграничить ответственность за нарушения прав на интеллектуальную собственность. Интернет-компании настаивали, что не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность. Юридический советник Российской антипиратской организации и Гильдии продюсеров России Сергей Семенов считает, что досудебное разрешение ситуации "В контакте" и ТНТ является положительным прецедентом для рынка, но не снимает ответственности с сайтов.
По словам Владислава Цыплухина, других обращений с требованием удалить контент к социальной сети пока не поступало. Впрочем, "В контакте" уже сотрудничает с рядом правообладателей, которым было предоставлено право самостоятельно удалять свой контент из сети, в частности с кинокомпаниями "Базелевс", "Вольга" и другими. Практики судебного запрета на размещение пользовательского контента пока нет. Так, 18 октября Федеральный суд Северо-Западного округа отказал Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) в удовлетворении иска к "В контакте" по факту размещения там фильмов ВГТРК, хотя ранее суд второй инстанции принял противоположное решение.
Павел Белавин