Как известно, сейчас в школьный учебный процесс все теснее интегрируются новые информационные технологии. Различные ИТ-сервисы (одним из самых популярных сейчас являются интерактивные доски, и, кроме того, сейчас все больше примеров использования электронных дневников) получают широкое распространение – прежде всего потому, что с их помощью легко и удобно общаться всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам.
Что касается электронных дневников, то сейчас на рынке представлено несколько успешных решений в этой области. В своем докладе по данной теме исполнительный директор компании «КОРУС Консалтинг» Леонид Якубовский осветил статистику работы сервиса «Электронный Дневник Учащегося». Сегодня эту информационную систему, реализованную в виде онлайн-сервиса, используют в 25 регионах РФ, количество ежедневных пользователей сервиса составляет более 25 тыс., посещения системы зафиксированы из 40 стран мира, а в сентябре 2010 года было отмечено более 120 тыс. посещений системы. Напомним, что «Электронный Дневник Учащегося» был запущен в начале 2008 года.
Как отметил г-н Якубовский, популярность электронных дневников обусловлена как реальной пользой, получаемой от их использования всеми участниками учебного процесса, так и вниманием к этому вопросу со стороны государства. «Можно назвать несколько событий, которые за последние 2 года стимулировали развитие этого направления в российском образовании. Подключение всех школ к Интернету, выступление Президента РФ о необходимости использования электронных дневников, решение министра образования и науки Андрея Фурсенко о повсеместном введении в российских школах в 2012 г. электронных дневников, выступление губернатора Петербурга Валентины Матвиенко на августовском педсовете-2010 (все школы Петербурга к 1 января 2011 будут пользоваться электронными дневниками, заявила градоначальница), интерес бизнеса и появление различных предложений «электронных дневников» на рынке – эти факторы позитивно повлияли на использование в школах электронных дневников», – отметил представитель «КОРУС Консалтинг».
Тем не менее до сих пор ведение бумажного классного журнала остается обязательной нагрузкой во всех российских школах. По словам директора физико-математического лицея № 239 (напомним, что это одно из ведущих школьных заведений в Петербурге) Максима Пратусевича, это рудимент советской эпохи. «В законе СССР от 29 декабря 1974 года, описывающем требования к школьному журналу, указано, что записи в журнале должны вестись ручкой. Т. е. недопустим, например, электронный ввод данных. Одна эта нелепая строчка до сих пор не дает нам избавить учителей от двойной работы – ведения электронного и бумажного журналов в масштабе всей страны», – рассказал г-н Пратусевич.
Какие ИТ-решения должны использовать школы в своей работе и какова роль государства в выборе и разработке школьного программного обеспечения? Обсуждение этих вопросов стало одним из самых острых моментов круглого стола. Учителя отметили, что практика централизованной разработки информационных систем для школ за средства бюджета пока не дает результатов. Большинство подобных разработок не учитывают меняющиеся потребности педагогов и особенности учебного процесса, строятся на базе устаревших технологий (например, на «толстом клиенте», требующем установки ПО на каждый компьютер), имеют неудобные интерфейсы, а обратная связь с разработчиками фактически отсутствует. Такие системы значительно уступают в качестве коммерческим разработкам, существующим на рынке.
В качестве примера системы, внедренной в учебных заведениях города за бюджетные средства, педагоги назвали информационную систему «ПараГраф», которую школы обязаны использовать. Директор классической гимназии № 610 Сергей Бурячко отметил, что его учреждение использует информационную учетную систему собственной разработки, а в обязательный, по требованию администрации города, «ПараГраф» данные просто выгружаются. «Нигде в мире и даже в других регионах России власти не навязывают образовательным учреждениям конкретные ИТ-решения, разработанные без учета мнения педагогов за бюджетные средства. Единственное, что требуется от государства, – это разработать единые стандарты и протоколы хранения и передачи данных, благодаря чему будет обеспечиваться интеграция различных школьных систем с любыми ведомственными базами данных. Школы должны пользоваться тем, что удобно, а не тем, что навязано «сверху», – отметил Сергей Бурячко.
Что касается системы «ПараГраф», то напомним, что Администрация Петербурга в конце 2008 года провела конкурс на поставку электронных дневников в 570 школ города и победителем стала как раз российско-белорусская компания «ТестСистем», которая установила в эти школы (14 районов города) свои сетевые комплексы «ПараГраф». Изначально они предназначались только для создания электронных отчетов перед отделами образования. Однако в 2009 году эти комплексы получили дополнительный сервис – информирование родителей. Сумма контракта составила 2 млн рублей.
Ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Игорь Базлов добавил, что в Петербурге в качестве обязательной автоматизированной системы управления образовательным процессом школы должны использовать АИС «ПараГраф», приобретенную на бюджетные средства и предоставляемую школам условно бесплатно. «При этом школы могут свободно выбирать любой коммерческий продукт для реализации электронного дневника, электронного журнала, – подчеркнул Игорь Базлов. – Важно, чтобы все эти решения были разработаны с учетом требований ФЗ №152 «О защите персональных данных», а компания-разработчик имела все необходимые лицензии и разрешения как оператор персональных данных. Пока этому требованию на рынке соответствуют единицы».
На круглом столе прозвучало мнение о том, что государство могло бы не тратить бюджетные средства на разработку новых ИТ-продуктов. Гораздо эффективнее было бы приобретать программное обеспечение как услугу, т. е. подключать школы к уже имеющимся и зарекомендовавшим себя на рынке ИТ-сервисам. При таком подходе школы могли бы принимать участие в выборе подрядчика, само программное обеспечение может быть протестировано заранее, а все риски, связанные с работоспособностью системы, хранением данных, а также затраты по обновлению и развитию сервиса несет компания-разработчик, провайдер сервиса.
Отвечая на центральный вопрос дискуссии, Максим Пратусевич выразил сомнения в том, что ИТ могут качественным образом изменить учебный процесс. Роль технологий, скорее, поддерживающая, облегчающая трудозатраты всех участников процесса. А вот влияние ИТ на сам учебный процесс весьма противоречиво. «В каждом классе нашей школы установлены проектор и экран. Мы посчитали, что подготовленная презентация вместо мела и доски экономит до 10 минут от урока, и видим здесь очевидную пользу. А вот вопрос, надо ли выкладывать эти презентации в Интернет для учеников, остается открытым. Мы считаем, что при условии отсутствия записей по ходу урока у детей замедляется развитие моторных навыков и снижается запоминаемость материала. А хорошо ли, что с введением электронных дневников родители совсем перестали ходить в школу? Понимаем ли мы, что происходит в голове ребенка, когда он ставит галочки в электронном тесте вместо заполнения таблицы от руки? Так что ИТ в школе – это совсем неоднозначный вопрос», – прокомментировал г-н Пратусевич.
Иную точку зрения высказал Леонид Якубовский. «Очевидно, что сегодня объемы информации стали другими. Применение технологий для структурирования и удобного представления данных в школе становится необходимостью. Если учитель использует современные форматы для того, чтобы успеть больше дать информации в единицу времени, то и ученики нуждаются во вспомогательных инструментах, которые дают возможность неоднократно обращаться к материалу учителя».
Ведущий психолог детского психологического центра «12 коллегий» Екатерина Лебедева рассказала о практике использования электронного дневника. Совместно с «КОРУС Консалтинг» в «Электронном Дневнике Учащегося» психологи реализовали бесплатный сервис для удаленных психологических консультаций. «За год работы мы получили более 300 запросов, из них 60 % прислали родители, 35 % – дети и только 5 % – сами учителя. Школьников подросткового возраста больше всего интересуют проблемы взаимоотношений со сверстниками и родителями. Родителей, в свою очередь, волнуют вопросы управляемости и контроля поведения детей, взаимоотношения с ними. Любопытно, что и те и другие на последнее по значимости место ставят проблемы конкретных оценок», – рассказала Екатерина Лебедева.
По мнению психолога, уникальность сервиса заключается в том, что с его помощью общение происходит максимально конфиденциально, удаленно и просто. «В России до сих пор обращение к психологу является чем-то постыдным, а электронный дневник снимает психологические барьеры», – считает Екатерина Лебедева. Помимо этого при регулярном использовании электронных дневников наблюдается изменение приоритетов: родители и ученики перестают ставить во главу угла оценки. Все участники учебного процесса понимают, что оценка – это лишь следствие, а причина заключается в отношении к учебе, предмету, учителю, личных особенностях людей, семейных проблемах. Эти вопросы и обсуждаются с психологами через электронный дневник.
«Электронный дневник должен стать не средством контроля, а способом формирования позитивной мотивации у школьников, решения межличностных и психологических проблем, – уверен Леонид Якубовский. – В перспективе наш сервис от оценок, контроля посещаемости, домашних заданий и общения разовьется до полноценной информационно-образовательной среды. Мы планируем разработать системы мотивации ученика при помощи ИТ (фиксирование достижений учащегося, выявление позитивных тенденций его развития), создать хранилище электронных образовательных материалов, разработать конструкторы расписаний занятий для учителей, дополнительные системы отчетности для контролирующих органов, будем интегрироваться со всеми внешними информационными системами».
Главный вывод, который сделали участники круглого стола, – школам необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе ИТ-сервисов, так как государство зачастую не способно «сверху» обеспечить полноценную информатизацию учебных заведений. «Вниз» спускаются требования и распоряжения, которые неудобны для школ, не учитывают реальных нужд учебных заведений, заставляют пользоваться технологически и морально устаревшими программными продуктами. Необходимо обеспечить более тесное взаимодействие школ и администрации для того, чтобы выработать единую позицию по вопросам информатизации учебного процесса.