Компания «ВестКолл» основана в 1996 году и предоставляет услуги фиксированной телефонии, доступа в Интернет и IP TV в Москве и Санкт-Петербурге. В июле 2007 года неназванный пакет акций оператора приобрел фонд прямых инвестиций Russia Partners II. По неофициальным данным к фонду перешел пакет из 40—50% акций оператора. Совокупная выручка «ВестКолла» в 2007 году составила 1,084 млрд руб., что превышает прошлогодний показатель на 51% по отчетности МФСО. Показатель EBITDA в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом на 31%.
Оператор «ВестКолл» в течение ближайших трех лет вложит в развитие своих телекоммуникационных проектов более 50 млн долл. Примерно 70% этих средств компания потратит на расширение своего присутствия в Москве и Петербурге, остальные 30% вложит в региональное развитие. В том числе «ВестКолл» планирует приобрести активы в Поволжье и Центральном федеральном округе, рассказал РБК daily генеральный директор компании Михаил Решетов.
О каких именно активах идет речь, г-н Решетов не уточняет. По данным «ВестКолла», на сегодняшний день доля рынка компании по числу абонентов среди альтернативных операторов в Москве составляет 5%, в Санкт-Петербурге — 15%. «К 2012 году мы рассчитываем увеличить долю рынка в Москве до 12%, в Петербурге — до 20%. В регионах мы также рассчитываем на 20% рынка», — рассказал г-н Решетов. По его словам, привлекать больше абонентов в московской и ленинградской областях компания планирует не только за счет построения оптоволоконных сетей, но и за счет развертывания сетей по технологии WiMAX. Частоты для развертывания сети «ВестКолл» получил в начале 2008 года.
Детальных исследований по раскладу сил на корпоративных рынках Москвы и Санкт-Петербурга не проводилось. На рынке домашних пользователей «ВестКолл» до недавнего времени не входил в пятерку лидеров рынка ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. В октябре 2007 года в Москве услуги широкополосного доступа для домашних пользователей, по данным ComNews Research, оказывали более 120 интернет-провайдеров. Лидером рынка являлся «Стрим» МГТС с долей 28% рынка, замыкал пятерку лидеров «Центральный Телеграф» с долей 3%. По данным CNews Analytics, по состоянию на ноябрь 2007 года примерно половину петербургского рынка ШПД по числу абонентов занимает тройка лидеров: «Северо-Западный телеком», «Вэб Плас» и «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение». Генеральный директор «Корбины Телеком» Александр Малис считает, что у «ВестКолла» есть шансы на региональном рынке. «В небольших городах Поволжья и ЦФО остались свободные активы с небольшой абонентской базой. При таком бюджете выкупить их не проблема», — отметил он. «Аналитик AC&M Елена Саяпина говорит, что «ВестКолл» выбрал «неоднозначное время» для покупки активов в Поволжье и ЦФО — момент, когда это можно было сделать, по ее мнению, упущен. «На телекоммуникационный рынок пришли нефтяные деньги, и еще не купленные активы существенно подорожали. Кроме того, региональный рынок в ближайшем будущем станет высококонкурентным, что существенно усложнит выход на него», — уверена г-жа Саяпина. Аналитик J’son & Partners Григорий Бецков уверен, что у «ВестКолла» есть шанс получить серьезную долю рынка в регионах. «Рынки Москвы и Петербурга насыщены, и ситуация на них уже вряд ли изменится. А в регионах все обстоит по-другому. Среднее проникновение на рынке интернет-услуг по России — 16%. А насыщение рынка происходит при проникновении от 40%», — утверждает он.
Елизавета Серьгина