За два месяца абонентская база Yota выросла на 50%. Как сообщает пресс-служба оператора, по итогам III квартала количество пользователей голосовых услуг достигло 1,5 млн. Напомним, в августе компания сообщила, что число ее абонентов перевалило за миллион.
На то, чтобы преодолеть миллионную планку, оператору понадобился год, а последние 500 тыс. были набраны всего за два месяца. "Таких темпов роста нам удалось достичь за счет развития инфраструктуры объединенной сети, работы с федеральными и локальными каналами дистрибуции, а также благодаря расширению собственной розницы", - заявил операционный директор Yota Владимир Добрынин. Сейчас общее количество точек продаж продуктов Yota превысило 7,6 тыс. - точки собственной розницы, магазины федеральных партнеров ("Евросеть", "Связной" и др.), магазины локальных ритейл-партнеров. По данным компании, за III квартал количество розничных каналов увеличилось на 25%.
Отметим, что на момент, когда Yota отчиталась о первом миллионе, оператор оказывал услуги голосовой мобильной связи в 52 регионах. Сейчас ее SIM-карты продаются уже в 67 субъектах РФ. Как сообщает пресс-служба компании, за последние шесть месяцев продажи SIM-карт Yota для смартфонов и планшетов стартовали в 38 субъектах Федерации.
Источник ComNews на телеком-рынке считает, что цифры, которые приводит Yota, выглядят очень странно, если их сопоставить с данными ПАО "МегаФон" (владеет 100% активов оператора Yota). Клиенты Yota учитываются в абонентской базе материнской компании. По итогам II кв. "МегаФон" отчитался о 71,4 млн абонентов в России, по итогам III кв. показатель вырос до 73,9 млн. То есть за три месяца (с июля по сентябрь) оператор набрал 1,6 млн абонентов. Из них полмиллиона, если верить информации Yota, принес дочерний MVNO только за август-сентябрь. Получается, что в III кв. "дочка" получила около трети, а то и больше новых абонентов всего большого "МегаФона".
Еще более парадоксальные цифры дает подсчет пользователей услуг передачи данных: по итогам II кв. у "МегаФона" их было 28,3 млн, по окончании III кв. - 28,5 млн. То есть за три месяца количество абонентов, которые пользуются мобильным Интернетом, выросло всего на 200 тыс. Клиенты пакетных тарифов, таких как у Yota, в операционных показателях "МегаФона" учитываются как пользователи услуг дата-трафика автоматически. "С учетом прибавки от Yota (более 500 тыс. только за август-сентябрь, сколько прибавилось в июле точно неизвестно), получается, что либо у головной компании идет большой отток клиентов - пользователей дата-трафика, что очень сомнительно, либо кто-то из них дает неверные сведения", - недоумевает источник ComNews.
В целом за год количество пользователей услуг передачи данных у "МегаФона" выросло на 6,3% (III кв. 2014 г. - 26,8 млн, III кв. 2015 г. - 28,5 млн), или на 1,7 млн. "В теории 1,5 млн из них должны быть абонентами Yota. Тогда рост дата-клиентов самого "МегаФона" - порядка 200 тыс. за год. И возникает вопрос, кто из них на самом деле головная компания. Но это в теории. Что на практике - непонятно", - рассуждает источник ComNews.
Генеральный директор агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов полагает, что быстрый рост абонентской базы объясняется активной экспансией Yota в регионы. Того же мнения придерживается руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.
Темпы роста клиентской базы Yota не вызывают удивления и вполне объяснимы, считает финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. Причин несколько: оператор имеет доступ к качественной инфраструктуре материнской компании, предлагает интересные нишевые тарифные планы, за полгода общее число регионов присутствия выросло более чем в два раза, узнаваемость бренда повысилась. "Столь значительному приросту абонентской базы способствовал и эффект "низкой базы". У Yota на текущий момент 1,5 млн голосовых клиентов, что по-прежнему несопоставимо с масштабами общероссийского мобильного рынка - во II кв. 2015 г. в РФ всего было более 242 млн действующих SIM-карт", - отметил Тимур Нигматуллин.
Как отметил Константин Анкилов, Yota, хоть и крупнейший российский MVNO-проект, но его доля на рынке невелика - немногим менее 1%. "Соответственно, возможности для роста есть, но дальнейшее развитие будет напрямую зависеть от масштабов затрат на продвижение и продажи, а также возможности в рамках выбранной бизнес-модели минимально пересекаться с целевой аудиторией материнской компании", - сказал он.
"Еще несколько лет назад мы предсказывали, что рынок MVNO в России при существующем регулировании может развиваться в основном между "родственными" компаниями. Сегодня мы видим, что этот прогноз сбывается в полной мере", - заявил руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. По его мнению, интенсивный рост базы оператора возможен, пока Yota не расширит свое присутствие на всю Россию. Сейчас это 67 регионов, до конца года их количество планируется довести до 75, а остальные, по всей видимости, будут освоены уже в 2016 г.
Как отметил Тимур Нигматуллин, быстрые темпы роста не исключают риски, связанные с усилением оттока абонентской базы. "Обычно, всплеск показателя наблюдается как раз через шесть-девять месяцев после основной волны подключений за счет выхода на новые рынки. Я ожидаю, что в ближайшие кварталы абонентская база Yota замедлит темпы роста по мере исчерпания эффекта от экспансии в регионы", - прогнозирует он.
Виталий Акимов