Зимняя школа – это новый этап в реализации программы развития технологического предпринимательства i_novation {SPB}, инициированной Intel осенью 2007 года в Санкт-Петербурге с целью отработки образовательных программ и методик подготовки кадрового резерва для инновационной экономики России. Работа Зимней школы продемонстрировала, что сегодня i_novation {SPB} – это уже не просто проект отдельно взятой компании, а развитое сотрудничество бизнес-сообщества, вузов и некоммерческих организаций. Многогранное сочетание опыта и экспертизы участников проекта позволяет говорить о формировании живой экосистемы, поддерживающей инновации и отечественный наукоемкий высокотехнологический бизнес.
"Символично, что первая Зимняя школа по технологическому предпринимательству начала свою работу буквально сразу после заседания Правительства Санкт-Петербурга, на котором была принята Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2008-2011 гг. Важным пунктом в документе обозначено технологическое предпринимательство, подготовка кадров, создание новых продуктов start-up компаниями. Старт взят хороший и надеюсь, что эта школа будет традиционной и всесезонной", - отметил В. Н. Васильев, ректор СПбГУ ИТМО, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга.
Непосредственной задачей работы Зимней школы стала апробация содержания и методики интенсивного образовательного курса по технологическому предпринимательству. Курс направлен на эффективное и разностороннее обучение специалистов естественнонаучных, технических и экономических специальностей технологическому предпринимательству и управлению научными исследованиями в высокотехнологических сферах. Особенностями курса, отличающими его от других образовательных инициатив в сфере инновационного управления, являются:
практическая направленность, нацеленность на выработку конкретных навыков работы в условиях современного рынка;
использование методик и технологий, стимулирующих взаимодействие между обучающимися, обмен опытом и готовность работать в команде, объединенной общей целью;
широкое привлечение международного опыта в области инновационного управления;
участие в образовательном процессе бизнесменов и практиков;
моделирование формата презентации и защиты проектов перед инвесторами.
С учетом результатов Зимней школы, Intel, CRDF и СПбГУ ИТМО продолжат совместную работу над образовательными материалами и методиками с целью подготовки образцового учебного курса, который будет предложен другим вузам России в виде регулярного курса или программы дополнительной профессиональной подготовки.
Слушатели пилотного курса были выбраны не случайно - участниками Зимней школы стали студенты, магистранты и аспиранты научно-образовательных центров (НОЦ), созданных в ведущих российских университетах в рамках программы CRDF "Фундаментальные исследования и высшее образование". Работа и учеба в НОЦ уже дала студентам, представлявшим Казань, Москву, Нижний Новгород, Петрозаводск и Санкт-Петербург, опыт участия в исследовательских и инновационных проектах и позволила оценить эффективность интенсивного курса школы и его ориентированность на практику.
Сергей Егоров, глава российского представительства CRDF, рассматривает данную программу как естественное продолжение инициатив Фонда по поддержке технологического предпринимательства, которые активно реализуются в России уже более десяти лет: "Так, например, в рамках нашей программы "Фундаментальные исследования и высшее образование" были созданы и поддерживаются отделы трансфера технологий в восьми российских университетах. Кроме этого мы разработали и реализовали ряд образовательных программ по коммерциализации технологий и управлению проектами".
Разработчики курса из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики в течение 2007 г. прошли подготовку по программе Intel и Университета Калифорнии в Беркли "Технологическое предпринимательство - от теории к практике", приняли участие в методическом семинаре преподавателей бизнес-школы университета, а также прошли практику непосредственно в США.