Тимофей Абраменко, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»: «Движемся в сторону отраслевого подхода»

Тимофей Абраменко давно в петербургском телекоме: он прошел путь от оператора колл-центра до директора по развитию корпоративного бизнеса одного из лидеров рынка мобильной связи. В «Ростелекоме» Тимофей с начала 2019 года, ему предстоит перенять устремление компании к развитию инновационных сервисов и продолжить ее развитие в роли цифрового партнера бизнеса и государства. Насколько это удается и какие направления будут в центре внимания «Ростелекома» уже завтра – в интервью SPbIT.ru.

Тимофей, какой вы увидели свой новый коллектив и какие первоочередные задачи ставите перед собой на нынешнем посту?

– В Петербурге у «Ростелекома» замечательная, профессиональная и амбициозная команда, бизнес взял хороший темп. Поэтому, к счастью, в мои задачи не входит что-то исправлять или переделывать, скорее – на том же уровне продолжать стратегию цифровой трансформации, которую сейчас реализует компания, и привнести в нее что-то новое из той области, которую мы называем уже не классическим телекомом, а ИТ-бизнесом.

Конечно, классические телеком-услуги по-прежнему актуальны как базовая инфраструктура для огромного количества дополнительных сервисов. Продуктовая линейка «Ростелекома» очень широкая и всё больше распределяется по отраслям. Вернее, в разных отраслях экономики востребованы разные продукты. Например, в ритейле или HoReCa актуальны корпоративный Wi-Fi и телевидение, которое мы, к слову, можем предоставлять как на своей сети, так и на сети стороннего провайдера. У многих с каждым днем всё больше и больше востребованы виртуальные услуги, дата-центр, виртуальная АТС. Летом этого года была запущена услуга «Ростелеком Экраны», объединяющая функции маркетинга и видеоаналитики. Так же совсем недавно мы запустили услугу «M2M Контроль» – для взаимодействия устройств и датчиков Интернета вещей.

 

«Ростелеком Экраны» могут применяться в ресторанах, ТЦ, фитнесс-клубах, банках и на других объектах

«Ростелеком Экраны» могут применяться в ресторанах, ТЦ, фитнесс-клубах, банках и на других объектах

 

Необходимо понимать, что основные инновации, с которыми мы сегодня работаем, кроются не в самих продуктах, а в способе их применения. Так, сфера использования видеокамер давно переросла классическое охранное видеонаблюдение: сервисы на основе видеоаналитики оказались интересны как для бизнес-организаций, так и для госсектора, причем не только службам безопасности. Так, в HR и охране труда – камера может следить за тем, чтобы сотрудник заходил в опасную зону в надлежащей экипировке. В телемедицине, удаленном образовании камера – один из элементов экосистемы вместе с технологиями передачи, хранения и обработки данных. Эти технологии не живут сами по себе, мы должны объединить все перспективные наработки, создать лучшую экспертизу и предложить клиентам готовые решения.

Насколько изменились доли рынка «Ростелекома» по различным услугам для B2B и B2G? Какие направления показывают наиболее позитивную динамику?

– Как вы знаете, статистика зависит от того, как ее считать. Например, по оценке «ТМТ Консалтинг», прибыль от Виртуальной АТС у нас увеличилась с 11% в конце 2017 года до 24-25% в начале 2019 года, причем в Петербурге мы растем быстрее, чем в среднем по России. Все подобные замеры помогают нам понимать, правильно ли мы движемся, но все-таки в первую очередь важно за цифрами не потерять самого клиента. Если у вас много клиентов, но нет качественного сервиса и нужных продуктов, это путь в никуда.

В целом – практически все услуги, кроме классической телефонии, демонстрируют хорошую динамику роста год-к-году. Наиболее активно развивается – из классических – услуга передачи данных. Из новых – Виртуальная АТС, Видеонаблюдение, а также корпоративный Wi-Fi с авторизацией, аналитикой, с задатками рекламных платформ.

Госсектор по умолчанию является ключевым клиентом для «Ростелекома», а есть ли ключевые отрасли среди бизнес-сегмента? Для кого в основном предназначены ваши нишевые продукты?

– Действительно, «Ростелеком» у многих ассоциируется с оператором для госсектора, однако и корпоративных клиентов у нас также достаточно во всех отраслях: банки, ритейл, HoReCa, спорт, медицина… Петербург, кстати, уникален тем, что здесь много штаб-квартир федеральных компаний ритейла, которые пользуются нашими услугами по всей стране, – получается, что мы в макрорегионе отвечаем за развитие отношений с этими клиентами на федеральном уровне. Поэтому именно на Северо-Западе ритейл – одна из приоритетных для нас отраслей.

 

Преимущества биометрической системы удаленной идентификации

Преимущества биометрической системы удаленной идентификации

 

С банками мы также много сотрудничаем, внедряем инновационные вещи: в частности, биометрию. Кроме того, банкам, кроме стабильных каналов связи, важна защищенность, а «Ростелеком» серьезный игрок на рынке информационной безопасности: мы предоставляем как классические инженерные услуги по построению защищенных систем, так и саму комплексную услугу ИБ как сервис. Банковские службы привыкли самостоятельно строить защищенные сети и устанавливать оборудование, поэтому разговор об ИТ-аутсорсинге воспринимают не всегда позитивно, – но на тематических конференциях всё чаще говорят о том, что безопасность как сервис не просто экономически выгодна, она идет в ногу со временем. «Ростелеком» обладает большим количеством разработок и компетенций в этой области, занимается постоянным обновлением систем.

Как чувствуют себя ваши клиенты из SMB-сегмента?

– Петербург – один из лидеров по объему и приросту предприятий среднего и малого бизнеса. Количество людей, занятых в этом секторе, очень велико, и схема потребления услуги как сервис здесь как раз востребована чаще всего: все непрофильные бизнес-процессы изначально отдаются на аутсорсинг. У «Ростелекома» есть отдельный департамент по работе со средним и малым бизнесом, в задачи которого входит доработка и презентация продуктов под SMB, организация обслуживания клиентов. Как и в enterprise-сегменте, мы стараемся, насколько это возможно, персонифицировать это обслуживание. Мы воспринимаем любого клиента как потенциал для роста и заинтересованы в его развитии, в потреблении им большего количества услуг. А для этого нужно постоянно держать руку на пульсе, отмечать степень удовлетворенности, гибко изменяться в соответствии с запросами.

 

Тимофей Абраменко, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»: «Движемся в сторону отраслевого подхода»

 

Еще немного о кибербезопаности. Со времени приобретения Solar Security «Ростелеком» заявил о том, что информационная безопасность становится приоритетным направлением для компании. Как оно сейчас развивается в Петербурге?

– Компания Solar Security была интересна нам и как команда профессионалов, центр экспертизы, и как российский разработчик решений по кибербезопасности. На базе Solar мы и смогли развернуть услугу ИБ как сервис: если до этого информационная безопасность чаще всего ассоциировалась у наших заказчиков с построением физического контура, то сейчас все  потребности в ИБ можно удовлетворить с помощью услуги как сервис от «Ростелекома», расширяя или оптимизируя это решение для себя.

Как и в банках, ИБ-руководители наших клиентов из других отраслей очень осторожно подходят к аутсорсингу безопасности и по старинке стремятся держать всё в периметре. Но разговоров об этом много, есть успешно реализованные проекты, есть все необходимые сертификаты: ФСТЭК, ФСБ, ГосСОПКА. Клиенты видят, что своими силами уже не всегда поспевают за требованиями, диктуемыми законодательством, и за отслеживанием угроз. Поэтому, на мой взгляд, за аутсорсингом в ИБ – будущее.

Планируется ли реализовать конвергенцию услуг мобильной связи «Ростелекома» с другими сервисами - например, ВАТС? Есть ли уже пользователи M2M-платформы «Ростелекома», о которой вы упомянули?

– Действительно, в этом году у «Ростелекома» появились конвергентные услуги, включающие мобильную связь. Но, на мой взгляд, для корпоративных и государственных клиентов рынок M2M важнее, чем рынок мобильной связи. «Голос» давно дешевеет, и «перетягивание» абонентов от оператора к оператору ведет только к падению выручки. M2M – это, наоборот, рынок растущий: количество устройств, которым для взаимодействия необходим выход в сеть, расширяется с каждым днем, они становятся основой цифрового мира.

 

Тимофей Абраменко, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»: «Движемся в сторону отраслевого подхода»

 

Например, в Петербурге мы предоставляем услугу АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии – прим. ред.) на основе телеметрии для ГУП «ТЭК СПб» («Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» – одна из ведущих теплоэнергетических компаний Северо-Запада – прим. ред.). И мне кажется, что мы уже на пороге той эпохи, когда M2M-бизнес будет расти не за счет крупных масштабных проектов, а за счет поступательного, эволюционного развития и повсеместного внедрения, за счет модернизации промышленной инфраструктуры. Максимальный интерес к M2M в ближайшее время будет в сфере транспорта, дорожного строительства, «Умного города». Чтобы искусственный интеллект беспилотного средства нормально функционировал, необходима соответствующая инфраструктура для обмена информацией между датчиками, устройствами и транспортными системами.

Значит ли это, что в Петербурге скоро появится тестовая зона беспилотников – подобная той, которая была развернута в Сколково?

– Появление беспилотного автомобиля – это здорово, как и многие другие вещи, которые раньше казались нам фантастическими. Сейчас, однако, нам нужно думать не столько о прототипах беспилотных устройств – которых уже много, – а о том, как они будут реально применяться, в симбиозе со всеми участниками экосистемы. Взаимодействовать с клиентами и предоставлять им телеком-услуги, чтобы, когда беспилотный автомобиль появится на рынке, их инфраструктура была готова с ним работать.

То же самое – с видеозвоноком по сети 5G или квантовым шифрованием, которые мы недавно продемонстрировали в Петербурге. Это – наши образы-цели, которые невозможно использовать здесь и сейчас, но которые мы должны реализовать.

«Умные» дома, услуги для застройщиков – тема в принципе необъятная даже в рамках Петербурга. Однако реализованных проектов пока – единицы. Ожидается ли бум в этом направлении, и будет ли компания работать масштабно с застройщиками в области??

– Не думаю, что здесь применимо слово «бум», так как оно предполагает массовое, повсеместное распространение, а жилье, оборудованное цифровыми сервисами, – это средний и высокий ценовые сегменты и дополнительная статья расходов, в том числе для жильцов. Но поступательное движение в эту сторону, несомненно, будет.

В Петербурге «Ростелеком» активно развивает и другой проект в области недвижимости: сотрудничество с апарт-отелями. Особенность этого типа гостиниц в том, что в одном и том же здании могут находиться квартиры и имеющие владельца, и сдаваемые долгосрочно, и сдаваемые на короткий срок. При этом всем нужен примерно одинаковый профиль услуг: безопасность, телевидение, Интернет. Есть нюансы с точки зрения биллинга, отношений с управляющей компанией, но на рынке, по сути, нет специализированного продукта для апарт-отелей, – а потребность есть, и мы сейчас дорабатываем наши продукты для этого сегмента.

Есть ли какие-то изменения в сфере коммерческой недвижимости? Какие телеком-услуги востребованы в бизнес-центрах и торговых центрах?

– Серьезных изменений в этой сфере или ломки установленных «правил игры» нет уже несколько лет: на каждом объекте присутствует несколько операторов связи, которые борются за свою долю в нем. Динамика «Ростелекома» в этом плане положительная с точки зрения охвата и проникновения. Мы видим некоторый переток доходов с фиксированной составляющей на мобильную: например, в торговых центрах для продавцов устанавливают беспроводной модем, и другие средства передачи данных им не нужны. По-прежнему актуальна проблема с проникновением сигнала мобильной связи, поэтому мы предоставляем и услугу по построению активной распределенной антенной системы (ADAS), а также даем возможность мобильным операторам внедриться в эту готовую систему.

 

Тимофей Абраменко, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»: «Движемся в сторону отраслевого подхода»

 

«Ростелеком» много говорит о разного рода экосистемах со сторонними поставщиками решений. Где разумный баланс между M&A и сотрудничеством?

– Мы абсолютно открыты к взаимодействию и заключаем большое количество партнерств. В то же время у нас есть огромный пул собственных разработок, которыми мы гордимся, и экспертиза, которую мы старательно взращиваем. Мы не стремимся аккумулировать абсолютно всё внутри себя, и если на рынке уже есть компания, которая предоставляет сервис в узком сегменте, мы предлагаем ей стать частью нашей экосистемы, оказывать услуги вместе.  В таком случае «Ростелеком» оказывается для клиента «единым окном» с точки зрения приобретения сервисов, их интеграции в существующую инфраструктуру, технической поддержки.

Какие новые сервисы для B2B Ростелеком будет запускать в 2019 году? На что будет делать ставку?

– Я уже говорил о таких сервисах, как «M2M Контроль» и «Ростелеком Экраны» – это то, что уже было презентовано в текущем году. О следующих запусках будет известно чуть позднее. Сейчас мы сосредоточены на доработке, оптимизации, персонификации существующих решений.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Wi Fi, цифровое телевидение, Ростелеком