– Когда началось строительство сетей PON в Ленинградской области? Какова картина сегодня?
– Пилотным районом, с которого началось проникновение PON в Ленинградской области, стал Всеволожский район. В конце 2011 – начале 2012 гг. мы подключили к высокоскоростной сети первые два дома в деревне Кальтино, затем два дома на Колтушском шоссе, а уже в 2014 году – 112 домов в самом Всеволожске. Всего сейчас в районе около 200 подключенных домов, а также семь коттеджных поселков.
Начальник Межрайонного центра технической эксплуатации телекоммуникаций
ПАО «Ростелеком» в Ленинградской области Герман Тульпе
Следом за Всеволожским районом мы начали подключать Выборг, который сегодня наиболее широко охвачен высокоскоростной сетью (по числу охваченных домохозяйств — прим. ред.). Там, помимо медного кабеля, присутствовала и технология FTTb, но она не получила развития, поскольку появился PON. В Выборгском районе, где работал наш подрядчик – компания «Лентранссвязь», у нас более 35000 портов, охвачено 304 дома – то есть практически все многоквартирные здания. В этом году мы подключим еще около 8 домов, и останутся неохваченными, по сути, только двух – и однопарадные.
– Какие бы еще населенные пункты вы бы отметили?
– В остальных городах работы проходят более-менее равномерно. В основном мы сосредоточены на тех районах, где не так сильна конкуренция альтернативных операторов и нас действительно ждут. Это, например, Гатчина, Кингисепп, Тосно, Кириши. Сколько бы мы ни подключили там портов, они практически тут же оказываются заняты. Только в Киришах у «Ростелекома» 12000 портов, а к концу 2015 года ожидается 20000.
В Гатчине у «Ростелекома» присутствуют и медный кабель, и FTTb, и PON. Весь 2013 год там строили FTTb-сеть, затем перешли на PON. Конкуренция, конечно же, есть, но, как правило, через некоторое время люди от местных операторов возвращаются к нам, особенно когда узнают о высокоскоростной сети со скоростью 200 Мб/сек. Кроме того, мы и провода подводим аккуратно, так, что они не висят по столбам и деревьям. К тому же в Гатчине, как и во Всеволожске, и в других городах с населением более 50 тыс человек, у нас действует правило: срок устранения повреждения службой техподдержки – 24 часа. Там организованы рабочие смены и в выходные. Такой уровень сервиса вызывает доверие.
Не так давно мы сделали пробное подключение одного дома и в Приозерском районе, в поселке Сосново. Несмотря на то, что там работают альтернативные операторы, из 100 портов половину мы уже заняли, и есть смысл развиваться дальше.
– Были ли у вас интересные, нестандартные случаи подключения, работа в сложных условиях?
– В области постоянно приходится сталкиваться со сложностями. Например, половина проводов во Всеволожском районе проложена не в земле, а более древним и менее надежным воздушным способом, по столбовым опорам. В целом «Ростелекому» принадлежит около 72 тысяч опор по всей Ленобласти.
Поломки происходят достаточно часто, но даже если страдают всего несколько абонентов, нам нужно реагировать как можно быстрее. Вспоминается ситуация в одной из деревень Сланцевского района, где весной 2014 года украли 8 километров кабеля, проложенного по воздуху. В деревне всего 12 жилых домов, а зимой вообще 3. Но там не ловят сети ни одного сотового оператора, поэтому жителей особенно волновал даже не Интернет, а обычная телефония. Пришлось срочно добираться до них полевым кабелем связи по лесу…
– Как ведется работа с застройщиками в Ленобласти?
– Мы отслеживаем, где начинается строительство, сообщаем данные в ОКС (отдел капитального строительства – прим. ред.), отдел развития, и они начинают договариваться с застройщиком. Тут необходимо уточнить, что районная администрация прекрасно осведомлена о деятельности «Ростелекома», знакома с руководителями цехов и участков, с инженерами, ведь у нас было много совместных проектов: видеотрансляции голосования на выборах различного уровня, Универсальная Услуга Связи, видеотрансляции проведения ЕГЭ и т. д. Администрация заинтересована в наших услугах, и когда застройщик обращается к ней за рекомендацией оператора радио и телефонии, ему, как правило, говорят о «Ростелекоме».
– Существует ли сегодня потребность в строительстве длинных магистралей, последних милей в области? Какие процессы происходят здесь сейчас?
– В 2015 году длинных магистралей PON мы не возводили. Последняя была построена еще в 2013 году до коттеджного поселка «Mistola Hills» в Мистолово. Сейчас мы пользуемся теми магистральными каналами, что у нас уже проложены. Что касается базовой инфраструктуры, за последние 3 года мы поменяли более 300 устаревших аналоговых станций координатного типа на новые цифровые, подключенные по оптоволокну. Вся область за редким исключением уже охвачена оптоволоконной сетью.
Герман Тульпе на встрече с учениками Всеволожска
– Как бы вы оценили работу «Ростелекома» по проведению ЕГЭ в удаленных сельских школах?
– Первые школы, где мы обеспечивали видеонаблюдение на ЕГЭ, находились во Всеволожске. Проект был очень крупный и развивался с каждым годом. Так, в 2014 году мы подключили по оптоволокну только одну школу в Выборгском районе, остальные по меди. В этом году все 42 школы в области, принимающие ЕГЭ, уже подключены по волокну. Важно, что ЕГЭ закончились, а все оборудование осталось в учебных заведениях, которые могут использовать его по своему усмотрению и на высокоскоростной сети.