– Иван, как вы оцениваете развитие Электронного правительства и цифровизации госуслуг сегодня? Насколько успешен этот процесс?
– Думаю, что мы будем говорить сегодня в основном в контексте двух направлений, электронные услуги с получением с ЕПГУ и МФЦ, как ещё одна неотъемлемая часть Электронного правительства. Если давать оценку в сравнении с тем, что было в самом начале, чуть больше 10 лет назад, то скачок громадный. У нас действительно появились электронные услуги, появилось электронное межведомственное взаимодействие, хотя надо признать, что последние годы развитие шло скорее по экстенсивному пути. Очень жаль, что качественным толчком к этому послужил прошлый год с печально известными событиями, именно тогда в головах чиновников и обычных граждан окончательно случился массовый перелом за короткий период времени от состояния «да, электронные услуги должны быть, и когда-то у нас это будет» до «почему я не могу получить эту услугу, не выходя из дома?».
На сегодняшний день оценка данного процесса, безусловно, позитивная, и в части электронных услуг, получаемых с ЕПГУ, и в части увеличения доли электронного межведомственного взаимодействия в МФЦ и ведомствах. Динамика, которую придал 2020-й год в этой части, вряд ли уже упадет. Мы видим, что и проблемные федеральные ведомства начали обновлять форматы электронного взаимодействия, и в регионах к этому стали относится совсем иначе. То есть, потребность превратилась в базовую необходимость, которую необходимо срочно закрывать.
Наверное, одним из серьезных стоп-факторов можно назвать ситуацию вокруг наличия множества порталов госуслуг. У нас единый портал, который регулятор позиционирует как единую точку входа, и недвусмысленно дается понять регионам, что все услуги должны быть там, а собственные региональные порталы иметь не стоит. И это логично: я, как гражданин или юридическое лицо, хочу иметь одну точку входа и не думать, на каком портале её искать. Но если посмотреть на ценовую политику в части вывода услуг на ЕПГУ, то становится понятным, что перевод даже половины региональных и муниципальных услуг на ЕПГУ это малореальные деньги для 80 % регионов.
Заместитель генерального директора «ЭОС ПВ» Иван Скородумов
Минцифра РФ уже много лет обещает вот-вот отдать конструктор услуг ЕПГУ в регионы, что должно позволить собственными силами разрабатывать формы и выводить на ЕПГУ, что, безусловно, будет огромным толчком к развитию именно электронных услуг. Но пока эти обещания пережили уже трёх министров. И именно поэтому регионы создают свои региональные порталы: у них есть желание развивать данное направление, и они ищут возможности, хотя понимают, что завтра их могут попросить прекратить эту практику и перейти полностью на ЕПГУ (что рано или поздно точно случится).
Сдерживающим фактором является и явный дисбаланс между хорошими идеями и их реализацией, материальным обеспечением, когда реальный запуск проектов растягивается на годы, хотя по бумагам чиновники отчитываются о работоспособности и промышленной эксплуатации. Примеров таких, к сожалению, много, это и проект по мониторингу деятельности МФЦ (ИС МДМ), и запуск в работу криптобиокабин в МФЦ, и растянувшийся процесс «оживления» вида сведений Росреестра ФГИС ЕГРН в СМЭВ 3.
– Какие регионы можно назвать лидерами по цифровой зрелости, что позволило им стать таковыми?
– В целом мы медленно проходим стадии цифровой зрелости и есть часть регионов, которые пока на уровне -1 или нулевом, когда услуги предоставляют по бумажным заявлениям. Большинство уже перешли на начальный уровень, когда не менее 20 % услуг можно получить, подав заявление в электронном виде или в МФЦ, и есть большой потенциал быстрого перехода на продвинутый уровень, когда не менее 50 % услуг можно получать в электронном виде и срок их предоставления сокращается в два раза. До уровней «продвинутого» и «супер» думаю, что нам ещё надо дорасти, но это возможно, и некоторые услуги уже так предоставляются.
Если говорить про регионы лидеры, то лучше посмотреть их рейтинг, причем оценивать здесь надо и рейтинги в части электронных услуг, и в части МФЦ, так как это звенья одной цепи. Есть традиционные лидеры, например, ХМАО-Югра. Небольшая часть регионов за последние три года сделали рывок, как, например, Ульяновская область в части госуслуг, которая поднялась с 66 до 11 места. Сохраняет свои лидерские позиции в части МФЦ Калининградская область, качественные улучшения наблюдаются в Рязанской, Брянской областях. В основном, это достигается за счет слаженной работы специалистов на местах и использования передовых технологий, которые, тем не менее, являются лишь инструментом.
– Достаточно ли успешно и быстро развивается законодательная база в этой сфере? Какие наиболее важные инициативы регуляторов можно назвать? Какие законы еще не приняты, но очень нужны?
– Что касается первого вопроса - то и да, и нет. Нельзя не отметить усилия регулятора в совершенствовании нормативной базы в соответствии с вызовами времени. Действительно оперативно вносятся изменения в существующие нормативные документы, появляются новые законы и подзаконные акты. И если ранее этого ждали годами, то сейчас оперативность для чиновников невероятная, по ряду вопросов решения принимаются за 1-6 месяцев. Наиболее важные инициативы касаются разных сфер - и в части использования Цифрового профиля гражданина, и в части единой биометрической системы, идут изменения в части оказания госуслуг в электронном виде и в МФЦ (опять же прошлый год явился большим драйвером в этой части).
Если говорить о том, чего не хватает, то, скорее, это изменения устаревших нормативных актов, регламентирующих предоставление услуг. В большей части это касается ведомств. Простой пример, который отнимает огромное количество времени у МФЦ и разработчиков систем. Для того, чтобы обратиться за услугой в МФЦ, необходимо заполнить заявление по бланку, который определен в административном регламенте ведомства. Во всех продвинутых регионах оператор вносит информацию в информационную систему и печатает данный бланк, заявителю остается только подписать. Но, если посмотреть на бланки, у большинства они ориентированы на заполнение ручкой, в частности, встречаются такие атавизмы, как впечатывание каждой буквы в отдельную клеточку, не только горизонтальное, но и вертикальное направление строк и тому подобное. Это всё делается, задача очень трудоемкая, а необходимость в таких вещах уже отсутствует. Ведь важна информация, а не то, четко ли впечатана буква в клеточку - а последнее может явиться отказом в предоставление услуги. Вопрос понятности почерков уже не актуален, первична передача значений в электронном виде, а не структура бланка. Есть, безусловно, отличный выход, который используется в МФЦ Москвы, например: там заявитель заполняет всё ручкой, бланки заявления лежат на входе. Но я всегда ощущаю, что пришел не в передовой центр госуслуг с таким подходом, а в ведомство 20-летней давности, только с хорошим ремонтом, кофе, роботом-консультантом и, конечно, ручным заполнением заявлений.
Много дискуссий по поводу согласия на обработку персональных данных. Кто-то считает, что само обращение в МФЦ является согласием, где-то считают, что необходимо запрашивать согласие при первичном обращении. А где-то - что согласие надо получать при каждом обращении в МФЦ.
Много вопросов возникает из-за «местной специфики» при оказании услуг, когда региональные органы власти по-своему трактуют регламенты оказания услуг. Как итог – в каждом регионе федеральные услуги имеют свои «особенности» и «индивидуальные требования». Хуже, когда «индивидуальные требования» возникают в каждом районе для региональных и муниципальных услуг (отсутствие централизации услуг). Необходимо запрещать расширять или менять список требований региональным/муниципальным органам власти к услугам. Это значительно упростит процессы цифровизации госуслуг и в МФЦ, и при выводе на единый и региональные порталы.
– Расскажите об опыте вашей компании в данном направлении.
– Давайте поговорим об использовании АИС «МФЦ ДЕЛО» в интеграции с криптокабинами. Для начала разберемся, что это такое. Криптобиокабина (КБК) – это программно-технический комплекс, включающий в себя фотокамеру, сканер отпечатков пальцев, сканер документов (штрих-кодов), а также сканер, который позволяет считывать информацию с чипов паспортов нового поколения и распознавать машиночитаемую зону паспортов старого поколения. Есть два способа интеграции с криптобиокабиной: проводится поставка утилиты взаимодействия или интеграция напрямую с АИС МФЦ.
Наш продукт, АИС «МФЦ ДЕЛО», одним из первых в России был доработан и прошел пуско-наладочное тестирование с разработчиками КБК, что позволило нашим клиентам одними из первых оказывать услугу по выдаче паспортов нового поколения не через стороннюю утилиту, а через АИС МФЦ наряду с остальными услугами. Такая интеграционная модель взаимодействия позволила не только уменьшить «головную боль» сотрудников, оказывающих услугу по выдаче паспортов нового поколения, но и упростить взаимодействие с самой криптобиокабиной, ведь операторам больше не надо думать, какой шаг следующий – экспертная подсистема все сделает за них. Сдерживающим фактором явился долгий процесс по поставке и пуско-наладочным работам со стороны поставщиков КБК, но последнее время процесс набирает обороты, и это уже действительно работающая технология, что не может не радовать.
В целом, сейчас опыт компании в этой части настолько широкий, что это предмет отдельного интервью. Активные работы идут и в части электронного взаимодействия МФЦ с ведомствами, многие модернизируют свои системы и процессы после 2020-го года, и в части предоставления госуслуг через ЕПГУ, большой фронт работ по взаимодействию с цифровым профилем гражданина, прорабатываются методики работы с единой биометрической системой. Огромным спросом стала пользоваться система записи на прием через ЕПГУ и наш продукт «Электронная очередь» (появились инсталляции на уровне всей территории РФ с работой в разных часовых поясах и другими особенностями), реализуется ряд интереснейших вещей по межведомственному взаимодействию наших крупных федеральных заказчиков, которые мы пока не можем анонсировать.
– Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ИТ- и законодательной базы в области Электронного правительства и цифровизации госуслуг. Что необходимо сделать уже сегодня, что - в ближайшем будущем? Каким вы видите место вашей компании в этом процессе?
– Как я говорил выше, процесс ускорения цифровизации, который был запущен печальными событиями прошлого года, уже не остановить. Изменилось мышление людей, мы поняли, что удаленное взаимодействие с государством и бизнесом не только возможно, а, скорее, является приоритетным и экономически выгодным. Поэтому прогнозы, безусловно, оптимистические: данной сфере будет уделяться ещё большее внимание и в части внедрения технологий, и в части совершенствования нормативной базы.
Уже сегодня необходимо шире применять реестровую модель оказания услуг, когда результатом является выписка из информационной системы ведомства, которая, в свою очередь, должна быть ГИС. Это позволит поднять уровень цифровой зрелости в части предоставления услуг и существенно сократить затраты на оказание услуг. Нужно закреплять нормативно возможность проактивного получения услуг, когда человеку просто приходит уведомление без заявительного характера о том, что положенная услуга предоставлена (пример – сертификат о материнском капитале автоматом выдается после рождения ребенка).
Всё дальнейшее развитие и цифровизация - как электронного правительства и госуслуг, так и ИТ отрасли в целом - должны быть сильно связаны с процессом импортозамещения. Уже сейчас действуют Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2117 «О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» и ряд других нормативных документов, выдвигающих требования в закупке отечественных программных и технических средств. Мы, например, очень довольны нашим опытом использования нашумевшего ПАК МФЦ Плюс, созданного вместе с компаниями «Норси-Транс», «Базальт-СПО» и «Постгрес Профессиональный» на базе отечественного процессора «Эльбрус».
Ещё один важный вопрос, которым надо заниматься уже сейчас, это хранение электронных документов в широком смысле этого слова. К сожалению, шаги в этом направление делаются микроскопические. Между тем объем электронных документов, которые надо хранить, растёт с каждым днем. Многие документы имеют статьи долговременного или постоянного хранения (свыше 10 лет). Как через 20 лет, например, подтвердить юридическую значимость сделки купли-продажи недвижимости, которая была заключена в электронном виде? Ну и таких примеров много, а этими вопросами, кроме нашей компании, занимаются единицы. Это касается и нормативной части, и технической. В этой части обновленное решение нашего продукта «Архивное дело» представит новые, уникальные возможности в части хранения электронных подлинников.
Место компании ЭОС мы видим в традиционном для нас ключе: предоставление самых передовых, качественных и надежных решений наряду с высоким уровнем экспертности. Мы продолжим создавать стабильные, интуитивно понятные и современные программные продукты, а наши специалисты будут помогать формировать направления развития информатизации страны в различных экспертных советах, членами которых мы являемся.
– Большое спасибо за беседу!