На скорости DevOps: от бизнес-идеи до ее эксплуатации

Из этой серии публикаций вы узнаете, как оперативно реализовать ИТ-составляющую бизнес-идеи – с самого начала и до внесения изменений уже в процессе эксплуатации. Материал будет полезен компаниям, где на ИТ приходится существенная часть. Хотя сейчас, пожалуй, не найдется бизнес-задач, где не задействованы информационные технологии.

Управление жизненным циклом ИТ-сервиса с нуля продемонстрирует системный интегратор КОМПЛИТ на примере собственного стенда. Стенд создан для оценки потребностей заказчиков на базе решений Micro Focus. Среди их продуктов есть линейка, которая позволяет ускорить процессы управления ИТ-сервисами на предприятии до скорости DevOps.

Ключевая идея в том, что процессы являются сквозными и взаимно интегрированными, работают в автоматизированном режиме и требуют минимального участия дорогостоящих специалистов. В этой части расскажем немного теории.

Традиционная схема – совещания, согласования, опять совещания – уже не устраивает бизнес, потому что от скорости реакции компании на любые изменения сегодня зависит ее успех. Создание и модернизация продуктов должны идти непрерывно и легко подстраиваться под новые условия.

Обеспечить это может популярный в последние годы Agile – гибкий подход, который в соответствии с Agile Manifesto постулирует следующие принципы:

  • индивидуумы и взаимодействия имеют приоритет над процессами и инструментами;
  • работающее ПО имеет приоритет над подробной документацией;
  • совместная работа с заказчиками приоритетнее, чем согласование контрактов;
  • реагирование на изменения приоритетнее, чем следование плану.

Однако, нюанс в том, что Agile регламентирует разработку ПО, но не дальнейший жизненный цикл продукта. И тут могут возникать сложности. Всегда ли у членов команды, работающей над проектом, единые цели? Возможно, вам знакома ситуация, когда разработчики перекладывают ответственность на инженеров эксплуатации, те – на QA, а QA удивляются, как «сырой код» мог попасть на тестирование.

Высокие темпы развертывания приводят к тому, что у инженеров эксплуатации накапливается большое количество задач. Представим себе ситуацию: разработчики поставляют код каждые две недели, но его развертывание происходит только раз в два месяца. Операции по установке продолжают накапливаться, а потребители не получают нужный функционал, и все преимущества «гибкого подхода» нивелируются.

В такой ситуации Agile гармонично дополняет методика DevOps. Ее основная задача – обеспечить надежный сквозной процесс создания, развертывания и эксплуатации готового ПО.

Клайд Лог, основатель софтверной компании StreamStep, описывает методику DevOps так: «Agile сыграл важную роль в восстановлении доверия у бизнеса, но он нечаянно оставил IT Operations позади. DevOps – это способ восстановления доверия ко всей ИТ-организации в целом».

Ценность DevOps в том, что этот подход позволяет получить полную картину процесса разработки: с участием всех заинтересованных сторон, с четко обозначенными процессами и интеграционными механизмами. Можно связать все этапы работы над продуктом в единый конвейер. Это сократит время доставки релизов из разработки в эксплуатацию до считанных часов. В итоге получаем процесс, близкий к идеальному:

  • пользователь формирует потребность в новом сервисе;
  • менеджер проекта оценивает варианты реализации, бюджет и планирует проект, определяя его место в общем портфеле проектов;
  • команда разработки анализирует требования, планирует спринты, пишет код и отправляет его в центральный репозиторий;
  • на сервере непрерывной интеграции изменения объединяются с основным кодом, выполняются юнит-тесты;
  • в тестовой среде QA инженеры тестируют приложение, максимально используя автоматизацию тестирования;
  • проводится автоматическое выделение ресурсов и развертывание на продакшн;
  • идет непрерывная эксплуатация с обратной связью от пользователей.

«Я выделил бы три основных ценности DevOps-подхода, – поясняет Артем Шаров, менеджер по развитию бизнеса, департамент ИТ-консалтинга КОМПЛИТ. – Это более быстрый выход продукта на рынок и, как результат, максимальное извлечение выгоды из его инновационности. Высокое качество продукта, достигнутое благодаря тесному взаимодействию команд, повышает его популярность и спрос. Непрерывная эксплуатация и обратная связь с потребителем позволяют осуществлять «тонкую настройку» продукта, улучшая его и еще больше повышая привлекательность».

В следующий раз мы перейдем к практической части: проиллюстрируем то, что описано в этой статье, в рамках единой платформы. Продолжение вы всегда найдете в группе КОМПЛИТ на Facebook.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, компания КОМПЛИТ