Банки предложили ЦБ дать им возможность замораживать денежные средства на счете получателя при подозрении на мошеннический перевод. Об этом говорится в письме Национального совета финансового рынка (НСФР), которое направлено в Банк России. Представитель ЦБ подтвердил получение письма и уточнил, что регулятор рассмотрит его в установленном порядке.
Банки предлагают блокировать на 24 часа средства на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. руб. и на 48 часов — средства на сумму более 50 тыс. руб. Если подтвердится, что перевод был совершен без добровольного согласия клиента, то средства должны быть возвращены отправителю.
Если банк получил заявление от отправителя о том, что перевод был совершен без добровольного согласия, то банк получателя сможет автоматически заблокировать всю сумму на счете на 48 часов. Также при наличии заявления следует установить 30-дневный запрет на закрытие счета и перевод остатка денежных средств, говорится в письме.
По словам главы НСФР Андрея Емелина, блокировка средств на счете получателя нужна, чтобы быстрее и эффективнее возвращать украденные деньги жертвам мошенников: «При хищениях со счета все упирается в проблему нехватки времени для предотвращения, так как мошенники за секунды выводят украденные деньги со счета, на который они были переведены. Поэтому банк получателя должен также иметь возможность при выявлении или получении информации о признаках сомнительных операций блокировать счета своих клиентов, как это сейчас делают банки отправителей средств». В настоящее время по Гражданскому кодексу любой платеж может исполняться в течение трех дней, поэтому блокировка средств даже на 48 часов не нарушает действующее законодательство, подчеркнул Емелин.
База ЦБ с данными мошенников решает проблему предотвращения повторного хищения, но если счет или карта используются мошенниками впервые, то они успевают украсть и вывести деньги до того, как попадут в базу, объясняет Емелин. «Поэтому, чтобы убрать эту лазейку, нужно дать возможность банкам сразу блокировать средства на счете получателя при наличии подозрительных признаков», — рассуждает он. Признаками мошеннических переводов могут быть наличие жалобы плательщика или его банка, а также совершение множественных операций по пополнению счета от третьих лиц за короткий промежуток времени, приводит пример глава НСФР.
Инициатива, безусловно, приведет к увеличению числа возвратов денежных средств, похищенных мошенническим путем, считает адвокат, управляющий партнер Advolaw Антон Пуляев. Заморозка средств может стать очень действенным способом и дать потенциальным жертвам время, которое позволит им прийти в себя и задуматься, что они делают, соглашается коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар: «Мошенники стараются ввести пользователя в паническое состояние и выудить у него деньги, пока он не «очнулся». Но как только у него появляется время сесть, подумать или позвонить близким, то вероятность выйти из прежнего состояния и сохранить деньги значительно повышается».
Однако у такой меры есть и объективные риски, так как расширение механизма блокировки чревато последствиями для добросовестных получателей средств, особенно для тех, кто неосознанно стал дропом, считает председатель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим. «Зачастую дропами становятся наименее защищенные слои населения, в том числе пенсионеры и студенты, которым предлагают «подработку», связанную с использованием их счетов», — напоминает Сулим.
Для повышения эффективности системы блокировок необходимо внедрить систему автоматического мониторинга транзакций, которая анализировала бы поведение клиентов, говорит генеральный директор юридической компании «Митра» Сослан Каиров. «Например, если счет клиента начинает резко пополняться из разных источников или происходят крупные переводы на новые счета, система может автоматически заблокировать средства и уведомить банк», — поясняет он, добавляя, что в таких системах может использоваться машинное обучение и искусственный интеллект для выявления подозрительных операций в реальном времени.
Евгения Чернышова