Комитет Госдумы по законодательству утвердил ко второму и третьему чтению, которые должны состояться сегодня, поправки к антипиратскому законопроекту. Как уже сообщал "Ъ", законопроект, предлагающий новые механизмы по борьбе с интернет-пиратством, был внесен в Госдуму 6 июня членами комитета по культуре и 14 июня одобрен в первом чтении.
Профильный комитет полностью или частично принял к законопроекту 21 правку. Но суть основных положений существенно не изменилась. В частности, дела по защите интеллектуальных прав в интернете по-прежнему предлагается передать Мосгорсуду. По заявлению правообладателя, которое можно подать и в электронном виде, суд вправе назначить предварительные обеспечительные меры в отношении разместивших спорный контент сайтов. На их основании Роскомнадзор направляет хостинг-провайдеру уведомление о нарушении. В новой редакции уточняется, что в таком уведомлении должны в том числе упоминаться "указатели страниц сайта", то есть URL-адреса, по которым размещена информация.
Формулировка "в том числе" дает возможность блокировать контент и по сетевому адресу (IP), то есть закрыть сайт полностью, а не страницу, на которой обнаружены материалы, нарушающие права автора произведения. Причем для этого достаточно лишь предположения о нарушении интеллектуальных прав, а уведомлять информационного посредника перед обращением в суд не требуется, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова.
Получив уведомление, в течение рабочего дня провайдер должен предупредить владельца сайта, у которого есть еще один день, чтобы удалить информацию, иначе провайдеру придется "ограничить доступ" к сайту, сделав это не позднее трех дней с момента получения уведомления. Если этого не произойдет, Роскомнадзор должен обратиться уже к операторам связи для блокировки доступа к ресурсу — "в том числе к сайту в интернете или к размещенной на нем информации". После принятия обеспечительных мер у правообладателя есть 15 суток, чтобы подать судебный иск, иначе меры будут отменены.
Закон теперь предлагается распространить лишь на кино- и телефильмы. Музыкальный контент из законопроекта, принятого в первом чтении, депутаты исключили, а предложения распространить нормы также на книги и другую интеллектуальную собственность оказались в числе отклоненных. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин вчера пояснил "Интерфаксу", что именно в сфере кино "объем наработанного материала и степень готовности к принятию законодательной инициативы самые высокие", а вопрос с остальными отраслями может решиться уже на осенней сессии нижней палаты.
При подготовке ко второму чтению поправки индустрии были проигнорированы, закон станет лишь препятствием для ее развития, уверен руководитель юридической службы Mail.ru Group Антон Мальгинов. Новая версия оказалась еще хуже, категоричен представитель "Яндекса" Очир Манджиков. В проект добавлена настолько расплывчатая формулировка ("лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу"), что отнести ее можно к кому угодно — и к поисковым системам, и к добросовестным ресурсам и просто к людям, разместившим ссылку, указывает он.
Не нравится интернет-компаниям и предложение депутатов наделить полномочиями рассмотрения дел о пиратстве Мосгорсуд. "В ближайшее время в системе арбитражных судов начнет работать специализированный суд по интеллектуальной собственности",— напоминает гендиректор Ru-Center Александр Панов. Логично было бы передать рассмотрения таких споров именно ему, считает он.
Павел Белавин, Роман Рожков