Одним из главных трендов последнего времени для петербургских провайдеров является увеличение скорости доступа в интернет, причем аналогичная тенденция наблюдается и на рынке мобильного доступа в интернет. Для этого есть множество причин, как непосредственно технологических, так и связанных с увеличением потребления «тяжелого» контента. Однако до сих пор неясно, является ли увеличение скорости действительно необходимым для пользователей или все же в большей степени имиджевым шагом для самих игроков интернет-рынка.
Идут лавины одна за одной
Увеличение скорости доступа в интернет приобрело в Петербурге лавинообразный характер еще в прошлом году: если максимальные скорости в 2006−м составляли около 2 Мбит/с, то в 2007−м этот показатель достиг 10 Мбит/с, то есть увеличился в пять раз. В прошлом году скорости выросли еще больше – на данный момент речь идет уже о 100 Мбит/с.
При этом кардинально изменилось представление провайдеров не только о высокоскоростных тарифах, но и о среднескоростных. Еще в прошлом году к последней категории игроки рынка относили предложения на скорости 500−600 кбит/с, на данный момент к среднему сегменту уже причисляются тарифы со скоростью 2−5 Мбит/с. Что касается низкоскоростных тарифов, то сегодня предложения 64 и 128 кбит/с практически отсутствуют, а линейки провайдеров зачастую начинаются с рубежа в 512 кбит/с.
Но основная тенденция осталась такой же, как и в прошлом году: наиболее высокие скорости (до 100 Мбит/с) абоненты могут получить, как правило, для внутреннего использования в локальной сети либо при помегабайтной оплате трафика. Таким образом, наблюдаются два подхода. В рамках первого высокая скорость является средством повышения лояльности пользователя. Второй подход – сугубо коммерческий: если абонент хочет пользоваться высокой скоростью доступа, ему придется за это заплатить, причем, естественно, больше, чем в рамках безлимитных тарифов с более низкой скоростью.
В плену технологии
Разумеется, тарифы на максимальных скоростях есть не у всех провайдеров – это зависит в том числе и от технологии, по которой компания предоставляет доступ в интернет. В частности, ADSL-провайдеры, как и раньше, не отличаются заоблачными скоростями, хотя и регулярно повышают их. Так, в линейке «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) максимальная скорость предлагается в рамках тарифного плана «Форсаж» – 4 Мбит/с, в линейке компании «Вэб Плас» – на тарифе «Волшебная коровка Лаки» – 10 Мбит/с. При этом в планах СЗТ, например, стоит техническая модернизация сети. «В начале 2008 года оператор СЗТ в Петербурге установил для своей сети программный коммутатор Softswitch, один из основных элементов сети будущего поколения – NGN (next generation network), планомерный переход к которой осуществляет компания, – рассказывает коммерческий директор петербургского филиала ОАО „СЗТ“ Андрей Закревский. – В настоящее время продолжается активное внедрение оборудования доступа с использованием оптического волокна на последней миле по технологии пассивных оптических сетей (PON)».
Ethernet-операторы менее стеснены в рамках технологических возможностей, поэтому, как правило, предлагают более высокие скорости. Так, в сетях «ВестКолл» представлен безлимитный тариф на скорости 15 Мбит/с, «Цифра» и Ozerki.net – 35 Мбит/с, «Элтел» – 27 Мбит/с, «НеваЛинк» – 25 Мбит/с. При этом в линейках большинства этих провайдеров есть сразу несколько предложений на скоростях более 5 Мбит/с.
Недавно объявила о выходе на рынок широкополосного интернет-доступа для физлиц компания «Билайн». Она использует для реализации проекта мощности приобретенной некоторое время назад компании «Голден Телеком» и продвигает услуги сети, созданной на основе технологии FTTB. В рамках безлимитных тарифов «Билайн» предлагает скорость 26 Мбит/с. «Мы строим свою сеть таким образом, чтобы при необходимости у нас была возможность ее модернизировать, – пояснили в компании. – Прежде чем изменить тарифы, смотрим, насколько наш канал готов к этому, если он загружен, то сначала расширяем канал, а затем уже увеличиваем скорость».
Еще одна технология, в этом году буквально вторгшаяся на рынок Петербурга и доставляющая немало беспокойства игрокам рынка, – WiMAX. Так, недавно довольно яркую рекламную кампанию провел WiMAX-оператор Virgin Connect (под этим брендом в России работает компания «Тривон Нетворкс»). На данный момент в линейке этого оператора всего три тарифа, да и скорости по нынешним временам смехотворные – 128, 256 и 512 кбит/с.
Другой WiMAX-игрок – «Скартел», предоставляющий доступ в интернет под брендом Yota на основе Mobile WiMAX, – вышел на рынок Северной столицы с более высокоскоростным предложением – до 10 Мбит/с для всех тарифов. При этом в компании отмечают, что быстрый беспроводной интернет – не самоцель: руководство оператора полагает, что доступ в интернет сам по себе никому не нужен, люди хотят с его помощью решать свои задачи – общаться, развлекаться, обмениваться информацией и т.д. Поэтому в стратегии компании, на данный момент предоставляющей доступ в интернет в тестовом режиме, вывод на рынок пакета услуг, в том числе IP-TV, видео и музыкальных сервисов.
По оценкам аналитиков, если покрытие сети «Скартел» будет развиваться быстрыми темпами, то компания сможет привлечь достаточно много абонентов, чтобы составить конкуренцию крупным интернет-сетям города, так как мобильность в сочетании с высокой скоростью станет значимым преимуществом этого оператора. Однако на данный момент покрытие сети оставляет желать лучшего: на начало ноября текущего года покрытие было обеспечено только в Василеостровском и Петроградском районах, в других районах Санкт-Петербурга – лишь фрагментарно.
Дело привычки
Несмотря на то что тарифных предложений с высокими скоростями на данный момент на рынке много, нельзя сказать, что они очень востребованы абонентами. Сегодня большинство игроков рынка отмечают, что максимальное количество абонентов предпочитают тарифы со средними скоростями. «Основная часть наших абонентов работает на скорости от 2 до 4 Мбит/с. Еще прошлой зимой основной процент абонентов предпочитал скорость в 1 Мбит/с. И что же мы наблюдаем сейчас? Спустя почти год интернет-пользователи не особо „ускорились“, несмотря на „гонку скоростей“», – рассказывает исполняющая обязанности технического директора оператора MNS.ru Наталия Бутримова.
В «Билайне» схожая ситуация: как рассказали в компании, большая часть абонентов пользуется тарифом на скорости 4096 кбит/с, самым медленным в линейке оператора.
В связи с такой консервативностью пользователей перед провайдерами стоит непростая задача – найти способ привлечь абонентов на высокоскоростные тарифы. Снижение цен вряд ли поможет: разница между высокоскоростными тарифами и предложениями средней категории сейчас уже не так велика, как несколько лет назад. «Тенденция к увеличению скорости доступа в интернет продолжает превалировать, и если раньше высокоскоростные тарифы могли позволить себе только клиенты с уровнем дохода выше среднего, то сейчас „быстрая езда“ доступна практически каждому», – комментирует руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком» Даниил Курс. Тем не менее, как отмечают участники рынка, массового перехода на тарифы с более высокой скоростью не наблюдается. В гонке скоростей более или менее заметна лишь молодежь, которая отличается наибольшей мобильностью в отношении смены тарифного плана.
Кроме ценовых предложений существуют и другие варианты продвижения высоких скоростей. Так, домашние сети «Цифра» и Ozerki.net, например, для ряда тарифов предлагают бонусный трафик на скорости до 100 Мбит/с. «Ниеншанц Хоум» использует аналогичную схему, но бонусный трафик предоставляется на скорости до 50 Мбит/с. Тот же оператор запустил программу «Разгонись до 15 Мбит/с», в рамках которой абонентам, регулярно осуществляющим платежи за услуги компании, скорость доступа в интернет каждый месяц повышается на 1 Мбит/с. Схожие инициативы есть и у других игроков рынка. Таким образом, абоненты могут почувствовать разницу, получив доступ в интернет на различных скоростях, что значительно повышает вероятность перехода на тариф с более высокой скоростью.
Спорный вопрос
Вопрос о том, нужен ли в действительности абонентам быстрый интернет или это больше значимо для психологического комфорта потребителя, остается открытым, причем и для самих игроков рынка, так как единого мнения на этот счет у них нет.
«На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Наверняка оба этих фактора присутствуют в поведенческой модели потребителя. То, что на более высоких скоростях у абонента появляется чуть больше возможностей, – это факт, который можно объяснить математически. Другое дело, насколько реально абоненту необходимы эти возможности, ведь пользователь со среднестатистическими потребностями (который использует интернет преимущественно для просмотра страниц и скачивания относительно небольших объемов информации, например музыки) может ощутить разницу лишь между тарифами типа „Старт“ (128 кбит/с) и „Спринт“ (2 Мбит/с). Почувствовать же разницу в скорости между 2 и 4 Мбит/с уже довольно сложно», – поясняет свою позицию Закревский.
«Я считаю, что на самом деле в больших скоростях нет особой необходимости для обычного среднестатистического пользователя. Диапазон от 512 Кбит/с до 4 Мбит/с вполне достаточен, чтобы в полном объеме использовать сервисы интернета. Зачем платить большие деньги, если можно обойтись минимальными затратами и быть довольным? – считает Наталия Бутримова. – А „гонка скоростей“ – скорее психологический фактор».
Между тем потребность в высоких скоростях у пользователя можно создать. Например, она может появиться в связи с проникновением различных интернет-сервисов. «Выбор абонента в пользу того или иного тарифа складывается из союза потребностей и возможностей, – объясняет руководитель отдела рекламы и PR департамента домашних сетей компании „ВестКолл“ Сергей Шведов. – Сейчас тарифный план за 500 рублей в месяц удовлетворяет потребности среднестатистического пользователя в полном объеме: пользование популярными видеопорталами, социальными сетями, почтовыми сервисами и онлайн-играми. „Толстые“ тарифы ориентированы на „тяжелых“ пользователей, которым мало возможностей локальной сети или их работа напрямую связана с быстрым интернет-соединением (например, дома стоит web-сервер). Пользователи, подписанные на тарифные планы нижней ценовой категории, как правило, относятся к домашнему интернет-каналу как к дополнительному средству общения».
Даниил Курс считает, что время больших скоростей уже наступило: «Для пользователей интернета переход на тариф с более высокой скоростью доступа сегодня становится насущной необходимостью. Для свободного перемещения по просторам всемирной паутины прежних скоростей уже недостаточно, причиной этого стало стремительное развитие технологий сайтостроения, увеличение доли анимации в сети, также немаловажную роль сыграло распространение тенденций Web 2.0. Это привело к тому, что у пользователей появился обоснованный запрос на увеличение скоростей доступа».
Что касается решений самих компаний об увеличении скоростей, то практически все провайдеры отмечают, что такие шаги обусловлены требованием рынка, так как имидж оператора, который отстает в этой «гонке», значительно ухудшается.
Впрочем, по мнению некоторых пользователей, на имидж компаний гораздо больше влияет качество предоставления услуг: погоня провайдера за высокими скоростями теряет всякий смысл, если после очередного дождя у абонента вовсе пропадает доступ в интернет.
Гонки на мобильных
Интересно, что на данный момент в гонку интернет-скоростей уже включились и сотовые компании: не так давно последовательно тремя операторами «большой тройки» были запущены сети третьего поколения. Причем операторы не останавливаются на достигнутом, они не только увеличивают покрытие, но и дальше модернизируют сети.
Так, например, в Санкт-Петербурге в рамках развития сетей третьего поколения МТС запустили технологию HSUPA (High Speed Update Packet Access). Данная технология позволяет увеличить скорость передачи данных к абоненту до 3,6 Мбит/с, от абонента – до 1,4 Мбит/с. Это в несколько раз быстрее, чем в обычных 3G−сетях.
«Широкополосный доступ в интернет – один из наиболее привлекательных для нас сегментов в телекоммуникационном сторе, – поясняет директор макрорегиона Северо-Запад ОАО „МТС“ Иван Золочевский. – В России мы прогнозируем рост этого сегмента до 4,5 млрд долларов к 2011 году, и уже через три-четыре года он станет главным драйвером роста мобильных операторов. Так, в третьем квартале 2008 года доходы от предоставления услуг по передаче данных выросли в два с половиной раза по сравнению с тем же периодом 2007 года, то есть спрос на передачу данных растет».
В компании «МегаФон Северо-Запад» так оценивают перспективы мобильного интернета: «Наш опыт эксплуатации сетей 3G показывает, что высокая скорость передачи данных в мобильном варианте – насущная потребность рынка. Именно сейчас для развертывания 3G в России складывается оптимальная ситуация: существует потребность в высокоскоростной передаче информации, формируется потребность в мобильном IP-трафике. При этом уровень проникновения широкополосного доступа, особенно в регионах, невысок. Если смотреть на опыт Европы, которая все-таки идет на шаг впереди нас, то голосовая связь сегодня составляет до 80% в доходах сотовых операторов. И у нас она остается основной услугой – это даже не обсуждается. Между тем технологии передачи данных развиваются, и если раньше интернет ассоциировался с компьютером на столе, сейчас ситуация меняется: есть и спрос, и хорошее предложение на рынке мобильного интернета. Основные тенденции здесь – высокие скорости и более разнообразный контент, упрощение доступа к услуге».
«Безусловно, высокая скорость передачи данных – это сейчас насущная потребность, – комментирует позицию своей компании директор по маркетингу Северо-Западного региона „ВымпелКом“ Юрий Смагаринский. – Более того, сегодня можно сказать, что география развертывания 3G−сетей переходит в разряд конкурентных преимуществ».