Организаторами конференции, прошедшей 18 и 19 ноября, выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Российская Академия наук и Российская Северо-Западная секция IEEE. Генеральный спонсор мероприятия – BCC Company.
Программа обсуждений включила в себя доклады 24 различных специалистов. Мероприятие началось с пленарного заседания, на котором представители президиума конференции рассказали о целях и задачах ставшей уже традиционной встречи. Первым взял слово главный специалист отдела лицензирования и аккредитации Комитета по образованию Санкт-Петербурга Игорь Базлов, рассказавший об уже проделанной работе по внедрению ПО в среднеспециальных образовательных профессиональных учреждениях, о проблемах, с которыми сталкиваются разработчики, и о планах на будущее. «Данная конференция является прекрасной площадкой для обсуждений, многие участники прошлых конференций заранее делали запросы, что очень воодушевляет», – отметил генеральный директор ЗАО «Корпоративные системы обучения» (ГК BCC) Игорь Никифоров. Выступающие поприветствовали аудиторию и поблагодарили Центральный музей связи имени А. С. Попова, на базе которого традиционно проходит конференция.
Большое внимание было посвящено дистанционному образованию в России, которое можно использовать не только в университетах, но и в корпоративной системе. На данный момент дистанционное образование является одним из приоритетных и перспективных направлений в рамках нацпроекта «Образование». Как отметил исполняющий обязанности председателя Комиссии по науке Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ Пётр Юнацкевич, «Россия должна стать монополистом завтрашнего дня в сфере нематериальной продукции, образование – не просто продукция, но и богатство».
Примером эксплуатации дистанционного образования является система, используемая в ГУАП (Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения), о которой рассказал директор Центра дистанционного обучения ГУАП при экономическом факультете Александр Товстоганов. В своём выступлении г-н Товстоганов сообщил о том, что в университете уже 10 лет существует кафедра ЮНЕСКО «Дистанционное инженерное образование», а в 2003 году вуз подписал договор о сотрудничестве с университетом Индианы, с которым регулярно проводит интерактивные видеоконференции. Один из преподавателей университета Индианы, как отметил выступающий, даже принимал участие в оценке защиты дипломной работы студентом ГУАП. «Мы уже создали электронный деканат, проводим интерактивные лекции и интернет-консультации от наших преподавателей. Также мы ввели систему дистанционной приёмки студентов в университет, что экономит и время, и деньги абитуриентов», – рассказал г-н Товстоганов.
Во время обсуждения темы дистанционного образования участниками были выявлены основные проблемы, требующие неотложного решения. Во-первых, это полное отсутствие законодательной базы, без которой нельзя двигаться вперёд и развивать эту отрасль. Второй основной проблемой является полная неподготовленность университетских кадров к переходу на такой вид образования. Многим немолодым преподавателям тяжело быстро привыкнуть к использованию ИТ, что существенно тормозит процесс развития системы дистанционного образования в России. «Я считаю, что такие конференции очень нужны, выбранная тема достаточно актуальна сейчас, а само мероприятие – это прекрасная площадка для начала обмена опытом. Но, как мне кажется, в режиме круглого стола встреча была бы более эффективна», – заявил г-н Товстоганов.
В следующей секции участники делились опытом внедрения различных информационных систем в процесс обучения и управления персоналом. «Взаимная интеграция бизнеса и образования – вот приоритет завтрашнего дня», – констатировал в своей речи директор учебного центра «Сигма Knauf» Борис Буданов. «Мы учли требования работодателей, когда создавали программное обеспечение для практических занятий наших студентов. Занятия на компьютерных тренажёрах, например, сварщика экономят материал, электроэнергию и гарантируют безопасность. Более того, наличие таких тренажёров на основе новейших ИТ-технологий значительно повышает престиж профессии», – поддержала выступающего заместитель директора по научно-методической работе ГОУ НПО Судостроительный профессиональный лицей № 25 Ольга Ерохина.
Начальник лаборатории ВНИИАЭС Николай Тихонов рассказал о системе управления знаниями в эксплуатации АЭС. «Корпоративные знания – фундаментальный ресурс, т. к. со сменой поколений работников их часть теряется. Поэтому умножение, сохранение и передача знаний – главная задача закупленного нами программного обеспечения. Технологии идут вперёд, и мы не должны отставать, если не хотим остаться за бортом», – отметил г-н Тихонов.
Ведущий консультант компании ЗАО «Босс. Кадровые системы» (входит в группу «АйТи») Наталия Зунина представила продукт «Босс-Кадровик» для использования в программах обучения студентов по специальности «управление персоналом», а также в программах послевузовской подготовки. «Управление персоналом – в первую очередь экономика, а потом уже психология и социология. Программное средство «Босс-Кадровик» обладает набором качеств, позволяющих обеспечить автоматизацию управления персоналом предприятий и организаций любой отрасли, учитывающей все требования российского трудового и налогового законодательства и правила РСБУ в части учёта затрат на персонал», – пояснила г-жа Зунина. Как рассказала выступающая, при разработке своей программы компания «Босс. Кадровые системы» учла острую потребность в специалистах управления персоналом и специалистах ИТ-структур.
Участники и организаторы положительно оценили итоги конференции, хотя в то же время многими из выступавших выдвигалась идея пересмотреть формат. «Слишком много информации за короткое время. Возможно, её тяжело сразу осмыслить и воспринять. Но, конечно, такие конференции нужны, потому что, как мне кажется, тема дистанционного образования и использования информационных систем хоть и часто обсуждается, но не освещена достаточно глубоко», – прокомментировала г-жа Зунина.
В рамках второго дня конференции, 19 ноября 2009 года, прошёл тренинг для среднеспециальных образовательных учреждений, не оборудованных компьютерными классами на базе платформы Training Ware (BCC Group). Тренинг был проведён по заказу Министерства образования и науки РФ.