Интернет-торговля взорвет регионы

В ближайшие пять лет объем рынка интернет-торговли вырастет в 2,5 раза - до 590 млрд руб., прогнозирует основатель исследовательского агентства Datainsight Федор Вирин. Основной рост интернет-торговли в России произойдет в регионах. Аналитики полагают, что по итогам 2010 г. объем рынка интернет-торговли составит 210-290 млрд руб.

По мнению ведущего специалиста фонда "Общественное мнение" (ФОМ), руководителя проекта "Мир Интернета" Павла Лебедева, 6 млн человек в России постоянно выбирают и заказывают товары в Интернете, а 2 млн - лишь выбирают. Согласно исследованию ФОМ, наибольшим спросом в интернет-магазинах пользуется бытовая и электронная техника - этот сегмент составляет 21% покупок через Интернет в России. Второе место по популярности занимают книги - 19%, замыкает тройку лидеров продаж через Интернет сегмент "одежда/обувь", составляющий 18% рынка.

"Интернет становится площадкой для покупок и традиционно оффлайновых товаров, таких как одежда, обувь и продукты питания", - отмечает Павел Лебедев. По подсчетам Федора Вирина, около 23,2% интернет-пользователей покупают одежду и обувь в Сети. "Это большой рынок, который будет сейчас расти", - отмечает основатель Datainsight.

По расчетам аналитической компании, в 2010 г. объем рынка интернет-торговли в России составит 240 млрд руб., или $8 млрд, что составит 1,6% всего российского розничного оборота. По данным Datainsight, около 14% всей российской аудитории Интернета совершают онлайн-покупки, сообщил основатель компании Борис Овчинников. Это значит, что примерно 1,6% россиян приобретают товары в Сети. "Покупок уже больше, чем принято считать", - полагает Федор Вирин. Данные ФОМ более оптимистичны. По оценке Павла Лебедева, в 2010 г. объем рынка интернет-торговли в России составит 200-210 млрд руб.

По данным аналитического агентства Forrester Research, объем онлайн-торговли в США по итогам 2010 г. составит около $176,9 млрд. Forrester Research отмечает, что в нынешнем году рост рынка электронной коммерции в США будет таким же, как в 2008 г., и составит 13%. В 2010 г. темпы роста рынка интернет-продаж достигнут пика, после чего начнут плавно снижаться. Так, в 2011 г., согласно Forrester Research, выручка онлайновых розничных торговцев увеличится на 10%, в 2012 г. - на 9%, а в 2013 г. - на 8%. Эксперты объясняют это тем, что в следующем году рынок станет "зрелым", достигнув максимального объема, после чего неизбежно последует его спад.

Datainsight полагает, что к 2015 г. объем рынка интернет-торговли в России вырастет в 2,5 раза, то есть в 2015 г. покупки в Сети будут совершать 13-15 млн россиян на примерно 50 млрд руб. в месяц.  Годовой оборот интернет-торговли в России по тому же прогнозу составит 590 млрд руб., или около $20 млрд. "Расти этот рынок будет быстрее при соблюдении некоторых условий: увеличения доли покупающих, суммы среднего чека, частоты покупок через Интернет и разнообразия покупок, - поясняет Федор Вирин. - Кроме того, в регионах интернет-торговли практически нет за счет того, что опыт использования Интернета меньше, чем в Москве и Петербурге. Но последние два года аудитория Интернета в регионах очень быстро растет и в ближайшее время в городах-миллионниках будет быстро перетекать в покупателей интернет-магазинов".

ТАТЬЯНА КАПУСТИНА

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-магазин