Интернет запахнет едой

В преддверии Нового года в Петербурге активировался сервис интернет-торговли продуктами. Его потенциал развития — 4 млрд рублей в год, подсчитали эксперты. А основные покупатели — молодые мамы, деловые люди, а также, как ни удивительно, родители новобранцев из других регионов, заказывающие чипсы и шоколадки своим отпрыскам в военные части.

Согласно исследованию компании InSales, в 2012 году россияне потратили на заказы продуктов питания в интернет магазинах 12,6 млрд рублей, в среднем ежедневно делая более 18 тысяч заказов. За год этот сегмент вырос на 2% и занял 8 место среди 24 групп товаров после мебели и автозапчастей. А оборот крупнейшего в России магазина продуктов питания и детских товаров «Утконос», третьего по объему продаж в России, составляет 6,2 млрд рублей в год.

Наибольшее число покупок продуктов через Интернет предсказуемо совершается в Москве. Второе место делят Петербург и Красноярск. На данный момент в Северной столице существует около 10 продуктовых интернет-магазинов, оценивают эксперты. При этом ведущего игрока среди них нет. Большая часть из них предлагает сервис «продуктового такси» - доставку еды из ближайших гипермаркетов, заказанной через каталоги самих магазинов.

Еще один тип магазинов — службы доставки, развиваемые самими ретейлерами, либо компаниями, сотрудничающими с ними на правах партнерства. Такие есть у магазинов «Сопот», «Лэнда», супермаркета «Толстая мама». Все они предлагают покупателям ассортимент, имеющийся в аналогичных магазинах, и устанавливают минимальную сумму заказа — как правило, 1200-1500 рублей.

Третий тип магазина — работающий исключительно в онлайне. В Петербурге такой только один — открывшийся в октябре «Купи с меня». Магазин располагает ассортиментом около 15 тысяч товаров и обещает осуществить доставку продуктов любой стоимости в течение 2,5 часов. Стоимость доставки от 199 рублей. «Мы не размещаем рекламу, но ежемесячно наши объемы продаж растут на 70%, и через год мы планируем выйти примерно на 600 заказов в день, а затем — открыться во всех городах-миллионниках, в том числе в Москве», - рассказали в компании.

Эти планы вполне могут реализоваться, считают эксперты. Если Петербург достигнет уровня потребления Москвы, где ежегодно по Сети жители приобретают продукты на сумму около 9,9 млрд рублей, то оборот интернет-ретейлеров в городе на Неве составит более 4 млрд рублей. При этом сейчас объем продаж в десятки раз ниже московского. По данным официальной статистики, в 2012 году в Петербурге были реализованы продовольственные товары на сумму примерно 300 млрд рублей. Тогда как доля интернет-торговли составляет менее 1%, говорит генеральный директор проекта GoodsMatrix.ru Михаил Кисин.

QR-удочка

Основные покупатели продуктовых интернет-магазинов - домохозяйки с маленькими детьми, пенсионеры, инвалиды или находящиеся на больничном и те, кто работает исключительно с Интернетом — к примеру, системные администраторы. Также заказчиками зачастую выступают юридические лица, работающие в офисах. «Кроме того, тенденция последних четырех месяцев — большой рост покупателей из других городов, которые заказывают продукты для своих родителей и детей-студентов и даже служащих в армии», - говорит коммерческий директор интернет-магазина «Многомарт» Дарья Боровикова.

«Болеет ребенок, а утром и у меня 38. Муж приедет только к вечеру, уставший. Думаю - ну ладно, закажу», - рассказывает пользователь Фотина на форуме Littleone.ru. «Каждую пятницу ездить на закупки в гипермаркет - это ужас! Мужа при слове «магазин» уже потряхивать начинает, и приходится мне самой тратить 1,5-2 часа на закупки каждую неделю и таскать огромные тюки. Поэтому давно ищу доставку продуктов, чтобы и цены были адекватные, и выбор большой», - пишет еще одна пользовательница форума somebody.

В интернет-универсамах можно заказать все, кроме алкоголя — его продажа через Сеть запрещена. «Брак» - неправильная комплектация или продукты с плохим качеством, нарушенной упаковкой попадаются в каждом 20-30-м заказе. За это компании либо оперативно возвращают деньги, либо довозят продукты и дарят «комплименты» - приятную компенсацию. Кроме того, некоторые компании вводят накопительные программы, аналогичные существующим в офлайн-магазинах, и предлагают бесплатную доставку для клиентов-«перворазников».

Недавно появившийся «Купи с меня» и вовсе намеревается развивать направление приобретения продуктов с помощью QR-кодов, напечатанных на рекламоносителях или футболках. Просто сканировав код от товара, покупатель мгновенно отправит его в корзину. Предложения для Android и iOS уже разработаны и проходят тестирование, рассказали в компании. При этом средние суммы заказа в магазине близки к типичным чекам в гипермаркетах и колеблются в диапазоне 1-8 тысяч рублей, средний чек составляет около 3,5 тысяч рублей (при оптовых покупках — от 40 тысяч рублей). В магазине премиум-класса «Многомарт» сумма заказа может достигать 15-20 тысяч рублей.

Свежее мясо из Интернета

Впрочем, сегмент продажи продуктов питания через Сеть находится на начальном этапе развития, считают эксперты. «Пока как такового рынка продуктового интернет-ретейла нет. Большинство покупателей не готовы оплачивать услугу доставки еды на дом, а заказ через Сеть будет всегда дороже покупки в магазине», - говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Свою нишу, скорее всего, смогут найти магазины премиум-сегмента, или те, которые смогут доказать, что предлагаемый сервис по формированию и доставке стоит своих денег, считает эксперт.

Интернет-гастрономы едва ли когда-либо составят конкуренцию сетевым гипермаркетам или магазинам шаговой доступности, соглашаются участники рынка. Но несмотря на это, будущее у этого сегмента, как небольшого формата, рассчитанного на несколько сотен покупателей в день, есть. Технология покупок через Интернет позволит развивать и систему автозаказов — ежемесячной или еженедельной поставки определенного набора товаров — к примеру, зубной пасты, моющих средств или молока и хлеба.

Кроме того, с ростом среднего уровня дохода и пробок на дорогах люди все чаще будут выбирать комфорт, уверены игроки рынка. Со временем за возможность получить заранее спланированный набор продуктов, без траты лишнего времени и соблазна спонтанных покупок, будет готово платить все большее число людей. Главное — убедить потребителей, что новому сервису можно доверять. Интернет-магазины бытовой техники и одежды уже прошли по этому пути, за ними последуют и магазины продуктов, уверены предприниматели.

Ольга Макарская

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-магазин