PwC и РВК представили обзор венчурной индустрии России "MoneyTree: навигатор венчурного рынка" ("MoneyTree: Россия") за 2017 г. В прошлом году объем инвестиций в финансовые технологии в России увеличился в два раза по сравнению с 2016 годом. Общая сумма сделок в этом сегменте в 2017 г. составила $30,8 млн. При этом в прошлом году по сравнению с 2016 годом значительно увеличился средний чек венчурной сделки – с $1,7 млн до $3,4 млн.
Напомним, что к финансовым технологиям (Fintech, финтех) относятся платежные сервисы (например, кошельки, системы приема онлайн-платежей), цифровой банкинг и персональные финансы, управление активами и инвестициями, проекты в сфере кредитования и страхования, различные вспомогательные сервисы, предлагающие услуги другим игрокам финансового рынка, включая обеспечение безопасности, работу с большими данными, механизмы скоринга заемщиков, платформы для использования мобильных платежей и др.
В целом сегмент ИТ (в который входит финтех) лидирует по количеству венчурных инвестиций. В 2017 г. он составил 84% от общей суммы всех сделок на рынке. Согласно исследованию PwC и РВК, в 2017 г. ИТ привлекли $205,3 млн инвестиций. Было совершено 126 сделок без учета 32 сделок с неизвестной суммой.
При этом стартапы в секторе финансовых технологий второй год подряд входят в тройку наиболее популярных направлений у инвесторов. Так, в 2017 году финтех был на третьем месте по общей сумме инвестиций ($30,8 млн), уступая лидерство стартапам в сфере агрегаторов и каталогов ($33 млн) и решений для бизнеса ($45 млн).
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова объясняет двукратный рост инвестиций в финтех-проекты востребованностью этих проектов на рынке финансовых услуг на фоне растущей конкуренции за клиента. "Во главу угла становится удобство, скорость и качество обслуживания клиента", – поясняет она.
Директор по инвестициям "Сколково — Венчурные Инвестиции" Григорий Лещенко связывает двухкратный рост инвестиций в финтех на рынке РФ с увеличивающимся спросом на новые решения.
Инвестиционный менеджер "Фонда развития интернет-инициатив" (ФРИИ) Павел Никонов не удивляется цифрам, приведенным в исследовании РВК и PwC. Он объясняет такую статистику тем, что в 2017 г. на рынке действительно было несколько крупных сделок в области финтеха, а также было создано несколько венчурных фондов, специализирующих именно на финтехе. "Бум финтеха начался несколько лет назад – тогда осуществлялись первые инвестиции, но на достаточно ранних стадиях. Теперь эти компании доросли до больших размеров бизнеса и соответственно инвестиционных раундов", – добавил он.
По словам Павла Никонова, основными инвесторами в финтех-проекты являются 5-6 фондов. Также интерес к финтеху проявляют банки или дочерние структуры ПАО "Сбербанк", АО "Альфа Банк", АО "Тинькофф Банк" и другие. По наблюдениям специалиста ФРИИ, количество финтех-проектов существенно не растет год от года. По его оценкам, на текущий момент цифра колеблется в диапазоне от 100 до 150.
Директор центра компетенций Fintech & Blockchain Фонда "Сколково" Павел Новиков также отмечает, что в финтех все больше инвестируют банки и специализированные венчурные фонды. "В России сейчас не более 300 действующих финтех-компаний, пара десятков активных частных венчурных фондов и десяток активных корпоративных фондов, многие из них появились не более двух лет назад, они еще не сформировали портфели и не научились работать со стартапами", – говорит он.
Павел Новиков указывает на то, что точный размер венчурного рынка в России никто не знает. "На это есть две причины: существуют разные методики оценки и значительная часть сделок проходит без раскрытия условий. Например, знаковая для отрасли сделка в финтехе между "Альфа-банком" и CardsMobile прошла в мае 2018 г. (В результате сделки между "Альфа-Банком" и разработчиком мобильного приложения "Кошелек" CardsMobile (ООО "Бесконтакт"), первый получил 25%-ную долю в компании, а второй – инвестиции – прим. ComNews), но сумма не отражена в представленном отчете", – замечает он.
Факт быстрого роста финтех-услуг и инвестиций в них не вызывает сомнений у аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына. "Причин тут много, это и рост пользовательской базы интернета, и абонентской – мобильной связи, и зрелость самих технологий, и конкурентная обстановка на рынке традиционных финансовых услуг, – перечисляет Леонид Делицын. – Операторы мобильной связи, провайдеры доступа к интернету, крупные интернет-площадки получили доступ к пользовательской базе, более внушительной, чем у традиционных банков. В поиске направлений роста они начали оказывать этой базе финансовые услуги – принимать депозиты, выдавать кредиты, инвестировать и т.п. Кроме того, возникли совершенно новые проекты, во главе с LendingClub, которые принесли в финтех p2p-технологии, позволяющие физическим лицам кредитовать как друг друга, так и предприятия. Поскольку на банковский бизнес начали покушаться эти новые игроки – операторы, интернет-сервисы и стартапы - банкам пришлось включиться в гонку технологий".
Анастасия Соснова ожидает, что высокие темпы инвестиций банков в финтех-проекты в ближайшие два-три года сохранятся. "Инфраструктура рынка финансовых услуг динамично цифровизируется, повышается доступность и скорость сервисов. Сейчас такое время, что технологии становятся фактором успеха, поэтому вслед за хедлайнерами на рынке цифровых финансовых услуг постепенно будут подтягиваться и остальные игроки", – говорит она.
Григорий Лещенко из "Сколково — Венчурные Инвестиции" прогнозирует в ближайшие три года еще более мощный рост инвестиций в финтех, а также технологии страхования со стороны как финансовых, так и стратегических инвесторов, несмотря на возможные попытки Центрального Банка регулировать финтех-рынок при помощи консервативных ограничений. Павел Никонов из ФРИИ также придерживается мнения, что финтех продолжит занимать лидирующие позиции по объемам инвестиций, поскольку потенциал финтеха еще не исчерпан.
Объем венчурных сделок с финтех-компаниями в $30 млн в год может сохраняться в течение ближайших пяти лет, прогнозирует аналитик "Финам" Леонид Делицын. Однако он сомневается в том, что годовой объем сделок значительно вырастет. "При уровне среднего чека в $2-3 млн – это означает инвестирование в десять компаний, уже продающих услуги на рынке. Но количество подобных проектов измеряется скорее небольшим числом десятков, чем сотнями, а возникновение независимых отечественных финтех-проектов, сопоставимых по масштабам деятельности с крупными и средними банками – маловероятно", – предполагает он.
Главным препятствием развития венчурных проектов в России аналитик "Фридом Финанс" Анастасия Соснова называет сложность их монетизации. Основную проблему финтех-проектов (чьи клиенты – не банки) специалист ФРИИ Павел Никонов видит в высокой конкуренции с банками. "Банковская отрасль в РФ достаточно молодая и банки довольно быстро готовы покрывать потребности рынка. Таким образом, зачастую стартап проверяет какую-то гипотезу на рынке, но масштабирует продукт и получает выручку уже банк, имея существенную аудиторию и доступ к ресурсам", – поясняет он.
Павел Новиков из Фонда "Сколково" видит три барьера в развитии финтех-проектов в РФ. Во-первых, венчурный рынок в России формируется в условиях дефицита капитала. Во-вторых, темп роста количества финтех-проектов низкий, "почти нет подрывных B2C, в основном B2B-оптимизаторы банков". В-третьих, основатели финтех-проектов не говорят ни по-английски, ни по-китайски.
Проблема стартапов с клиентами-банками состоит в крайне длинном цикле продаж решений, отсутствии широкой практики аванса пилотов или платы со стороны банков, отмечает Павел Никонов из ФРИИ. Он обращает внимание на то, что целый ряд банков фокусируется на внутренней разработке, а не на покупке решений стартапов или их самих. Также эксперт называет регуляторные ограничения, с которыми сталкиваются некоторые стартапы.
Важным ограничением развития финтех-проектов в РФ может быть концентрация компетенций и кадров внутри самих банков и крупных участников рынка (операторов, интернет-сервисов), предупреждает Леонид Делицын. Так, новым, независимым проектам неоткуда будет брать кадры, а все новые идеи немедленно будут клонироваться существующими игроками. "К примеру, много ли у нас за последние двадцать лет возникло новых поисковых машин или социальных сетей? – задается вопросом аналитик. – С другой стороны, всегда остается источник в виде руководителей проектов, обладающих инновационными идеями, но не нашедшими места в текущих планах крупных компаний. Вера в свою идею, воля к победе и желание реванша со стороны таких сотрудников - важный источник предпринимателей для любого инновационного бизнеса, включая и финтех".
Анна Устинова